В Екатеринбург вернулись не 90-е — 80-е скорее. Погода и режим самоизоляции опустошили город. Не полностью, но заметно. Многое выглядит непривычно, многие объекты осваивают новый формат работы. Корреспонденты ЕАН проехали по пустеющим улицам, чтобы посмотреть, как изменилась привычная городская жизнь.
Утро. Месяц назад 8:00-9:00 — это суета во дворах из спешащих пешеходов и прогревающихся машин, толпы в метро и деловитая озабоченность на лицах. Утро карантина — это пустые улицы, птичьи трели и солнечная погода. Ощущение, словно на дворе снова СССР, детство и Брежнев еще жив, машин только слишком много для завершения дежавю.
Выход на улицу, как в открытый космос: маска, одноразовые перчатки, антисептики и обеззараживающие, противовирусные препараты на всякий случай. Для комплекта не хватает защитных очков и одноразовых шапочек — вирус прекрасно живет на волосах и, если нет желания каждый раз лезть в душ, то голову тоже стоит прикрыть.
Начинаем с центра. Практически никого. Ни людей, ни пробок.
Наш рейд начинается с поликлиники. На днях прозвучало, что они переводятся на особый режим работы.
«Только по неотложным случаям, что у вас?» - подтверждают нам в регистратуре поликлиники № 2 при ЦГБ № 7. Говорят, что все ориентировано на борьбу с простудными заболеваниями. Кстати, нас заверили, что, если на улице вдруг стало плохо, внезапно поднялась температуру и появился кашель, можно обратиться в ближайшее медучреждение. Там помогут - это и есть особый режим на время эпидемии. Необязательно ехать до поликлиники по прописке.
С черного хода поликлиники обнаружилось особое отделение — наспех оборудованное помещение для приема инфекционных больных. Внутри: перчатки, антисептик, свободный проход в остальную часть поликлиники и никого. Сами врачи заперлись в отдельном кабинете и совещаются, как будут спасать больных, но пока к приему пациентов не готовы.
Впрочем, зачем нужно это инфекционное отделение в поликлинике, не очень понятно. В той же регистратуре при серьезных симптомах ОРВИ рекомендуют звонить в скорую, а при несерьезных наш человек вряд ли станет вообще беспокоиться.
Одна из трудностей карантина — необходимость регулярно закупать продукты. Едем смотреть, как соблюдаются меры предосторожности. "Мегамарт" на Восточной. Посетителей немного, по словам продавцов, в последние дни это стало уже нормой. Люди стараются сидеть по домам.
Данную рекомендацию, что до 10:00 ходят только пенсионеры, не соблюдают в первую очередь сами пенсионеры, большая часть о ней просто не знает. Поэтому все ходят в любое время.
Контролировать количество посетителей в соответствии с рекомендацией губернатора пока необходимости нет - людей мало. Но вот дистанцию в 1,5 м никто тоже не соблюдает. Магазины делают, что могут — клеят предупреждающие полоски на пол перед кассами, отмеряя необходимое расстояние. Но на них никто не смотрит.
Перед магазином пикет «Молодой гвардии». Одним из способов снизить количество посетителей в магазинах и убедить пенсионеров остаться дома стала активизация волонтеров, которые готовы вынести мусор и сбегать за продуктами. Организацией добровольных помощников заняты все подряд: ОНФ, Общественная палата, Медколледж, «Единая Россия». Желающих помогать так много, что пенсионеры не знают, куда звонить. Вот молодежь и решила прорекламировать свои услуги. Прохожие их хвалят.
Сам процесс доставки выглядит скучно. Волонтеры при помощи продавцов быстро набирают корзину с необходимыми продуктам, после чего либо оставляют пакет у запертой двери, либо просовывают в приоткрытую щель. Вместе с продуктами — чек и номер карты, на которую надо перевести средства за покупку.
«Много звонят. Особенно желающие помочь кому-нибудь что-нибудь отвезти. Пенсионеров пока звонит меньше, на всех не хватает», - рассказывает корреспонденту ЕАН депутат Гордумы Андрей Пирожков, тоже организовавший у себя в округе волонтерский центр и объезжающий избирателей. В основном мелочь: лекарства, перчатки, мыло. «Но вообще думаю все же перейти на режим, когда я просто координирую всех через телефон — желающих помогать правда много», - резюмирует он. Главное, говорит, чтобы потенциальные волонтеры регулярно обрабатывали руки чистящими средствами и вообще следили за тем, чтобы самим не заразиться.
Вообще доставщикам еды в эти дни непросто — через одного жалуются на резкое снижение количества заказов, до 2-3 за смену. Все сидят дома и готовят, в том числе и запасенную гречку.
Тяжелые времена наступили для многих категорий бизнеса. В глаза бросаются закрытые двери кафе и ресторанов. Большая часть старается переориентироваться на доставку. В том числе и ларьки-фастфудошные, у кого были небольшие помещения. Посидеть там нынче не получится — сразу за дверями встречает баррикада из стульев. Отдавая еду, продавец отходит на несколько метров вглубь и издалека смотрит, как мы расплачивается картой на принесенном терминале.
По словам парня, объем выручки за эти дни упал больше чем в два раза. Выручает лишь доставка по заказам преданных клиентов да некая «подушка безопасности», которой должно хватить на месяц-два.
На особый режим работы переведена и мэрия. Горадминистрация переходила на него несколько дней, все усложняя доступ. Сначала появилась заградительная ленточка на входе, охранник, потом стали мерять температуру, а там и вовсе ушли на карантин. Сейчас посетителей на входе встречает целая заград-система из ленточек, охранника и нескольких помощников. Внутрь никого не пускают, но можно позвонить нужному специалисту, и тот спустится, при необходимости проведет внутрь. Тогда посетителю замеряют температуру и обработают ему руки антисептиком.
Для всех остальных на входе поставили ящики, куда можно бросать письменные обращения: в мэрию, в гордуму и еще пяток подразделений. Спикер Игорь Володин говорил корреспонденту ЕАН, что в день к нему приходит до двух сотен писем.
Сотрудников мэрии тоже немного — около трети, по словам охраны, от привычного числа. Не голодают — от входа видно, что кафетерий в горадминистрации работает в прежнем режиме, впрочем, там всегда продавали булочки навынос.
Напоследок решили проверить популярный в последние дни слух, будто Екатеринбург перекрывают и машины разворачивают обратно. Проехали почти до Сысерти — никаких постов, по крайней мере, на челябинском направлении нет. Но машин много, особенно уезжающих — на выезде была единственная пробка, которая нам встретилась за день.
Возвращаясь в город, проехали через окраины. Если в центре людей действительно стало меньше, тут гуляют все, носятся стайками ребята, представляя угрозу для своих любимых и не очень бабушек и дедушек. Погода хорошая — все спешат погреться под солнцем, которое не видели всю зиму, расслабиться.
Глядя на них, кажется, что карантин - это где-то в другом городе. А мимо проносятся машины полиции, пока лишь тревожно мигая своими «люстрами». Кстати, пару дней их не было видно — теперь появились, скоро обещают начать штрафовать за нахождение на улице без причины.