Кинообозреватель ЕАН Максим Гареев подготовил подборку из 10 лучших картин в карьере замечательного комика, которому 3 апреля исполнилось 59 лет.
Судя по всему, нам придется сидеть дома как минимум до конца месяца, так что подборки хороших фильмов для просмотра на карантине еще долго будут самыми популярными материалами о кино. При этом их ценность будет заметно выше, если эти картины способны поднимать настроение в такое тяжелое для всех время. Почему бы по такому случаю не вспомнить лучшие роли невероятного Эдди Мёрфи, которому 3 апреля стукнуло 59 лет?
Энергичный, дерзкий и обаятельный комик, способный любого заболтать практически до смерти, чтобы тут же добить своей неотразимой улыбкой, в свое время стал не только фактически первым чернокожим, способным вытаскивать на себе блокбастеры в качестве главной звезды, но и ментором для многих других комедиантов-афроамериканцев — те же Крис Рок или Мартин Лоуренс именно в его фильмах делали свои первые шаги в большом кино. Карьера Мёрфи давно уже находилась в крутом пике, однако успех недавнего байопика «Меня зовут Долемайт», вышедшего на Netflix, вновь заставил публику заговорить о нем в превосходных тонах. А в конце года Эдди вернется и на большие экраны в продолжении своего хита «Поездка в Америку».
«48 часов» (США, 1982). Режиссер — Уолтер Хилл
Эдди Мёрфи обратил на себя внимание уже после своего кинодебюта, увенчавшегося номинацией на «Золотой глобус» за прорыв года. Боевик Уолтера Хилла собрал отличную кассу и стал предтечей всех полицейских бадди-муви. Молодой комик прекрасно дополнил сурового Ника Нолти, отлично себя проявив еще и в экшн-сценах. Через 8 лет на экраны вышел сиквел — неплохой, но не более того. Уже суперзвездный на тот момент Мёрфи часто отодвигал на второй план тогда находившегося в запое своего кинонапарника, и это заметно.
«Поменяться местами» (США, 1983). Режиссер — Джон Лэндис
Второе появление на большом экране принесло Мёрфи еще одну номинацию на «Золотой глобус». На протяжении без малого 40 лет мы снова и снова пересматриваем эту уморительную и хулиганскую новогоднюю комедию, в которой классическую историю о принце и нищем переиграли на современный лад. Замечательный актерский состав, забавные камео, огромное количество шуток и гэгов, намертво застревающих в памяти — это просто надо видеть.
«Полицейский из Беверли Хиллз» (США, 1984). Режиссер — Мартин Брест
Этот фильм сделал Эдди Мёрфи полноценной суперзвездой мирового масштаба. Перед нами настоящая классика комедийного боевика, покорившая кинопрокат и заработавшая номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Актер блистает в образе нахального копа из Детройта, который переворчивает с ног на голову фешенебельный и гламурный Беверли Хиллз в поисках убийцы своего школьного друга. Конечно, тут сказался и продюсерский талант Джерри Брукхаймера, и отличный сценарий Дэниела Питри-мл., и режиссура Мартина Бреста, и легендарная мелодия Харольда Фальтермайера, но феноменальный Мёрфи здесь затмевает всех и вся.
Потом был еще приличный сиквел, поставленный Тони Скоттом, ужасная третья часть от Джона Лэндиса и долгие годы слухов о вероятном продолжении или перезагрузки франшизы. Однако Эдди все же вернется к одной из своих лучших ролей — режиссеры успевшего стать хитом проката до пандемии триквела «Плохих парней» Адиль Эль Арби и Билал Фалла должны будут снять для Netflix очередного «Полицейского из Беверли Хиллз». И это внушает некоторый оптимизм.
«Поездка в Америку» (США, 1988). Режиссер — Джон Лэндис
Еще один суперхит проката, ставший уже настоящей классикой. История об африканском принце Акиме, приехавшим в Нью-Йорк, чтобы найти себе невесту, запомнилась прежде всего искрометным юмором, шутками, которые лучше всего звучат в прекрасном переводе Алексея Михалева, а также невероятным гримом Рика Бейкера, который помог Эдди Мёрфи и Арсенио Холлу сыграть сразу по 4 роли. Ждем возвращения наших любимых героев ближе к Новому году в продолжении.
«Гарлемские ночи» (США, 1989). Режиссер — Эдди Мёрфи
К концу 80-х Мёрфи получил карт-бланш на съемку полностью своего фильма, где он не только сыграл бы главную роль, но еще и стал режиссером, автором сценария и продюсером. «Гарлемские ночи» достаточно неплохо проявили себя в прокате и заработали номинацию на «Оскар» за костюмы, однако картина была уничтожена критиками и получила «Золотую малину». Ну да, кино трудно назвать шедевром, но это вполне неплохая криминальная комедия, ироничная и забавная. К тому же Эдди Мёрфи здесь сыграл вместе с кумиром своего детства — комиком Ричардом Прайором, и хотя бы ради этого картину стоит посмотреть. Причем вновь рекомендую перевод Алексея Михалева.
«Достопочтенный джентльмен» (США, 1992). Режиссер — Джонатан Линн
Эта политическая комедия о жулике из Флориды, который сумел стать конгрессменом, на момент выхода не получила особой любви ни от зрителей, ни от критиков. Однако кино получилось достаточно остроумным и злободневным. Мёрфи чуть ли не впервые в карьере решил сделать попытку отхода от своего традиционного амплуа, к тому же картину поставил неплохой постановщик Джонатан Линн — автор «Моего кузена Винни» и «9 ярдов». Поэтому посмотреть ее очень даже стоит.
«Бумеранг» (США, 1992). Режиссер — Реджинальд Хадлин
Последним хитом проката, который Мёрфи сделал на студии «Парамаунт» (дальше было еще несколько провалов), стала эта романтическая комедия, в которой актер сыграл донжуана, внезапно встретившего настоящую любовь. Ничего вроде бы особенного, однако кино берет атмосферой 90-х, забавными шутками и совсем еще молодыми Холли Берри, Мартином Лоуренсом и Крисом Роком в ролях второго плана. Наверняка этот фильм прошел мимо вас.
«Чокнутый профессор» (США, 1996). Режиссер — Том Шэдьяк
Трудно поверить, но после этого ремейка классической комедии с Джерри Льюисом ни один фильм с Эдди Мёрфи в качестве главной звезды не становился блокбастером. Ну да, о качестве юмора в этой картине можно спорить, однако что-то в ней все равно есть. Может быть, умопомрачительный грим Рика Бейкера, принесший мастеру очередной «Оскар», или сразу семь ролей Мёрфи, среди которых наибольшую симпатию вызывает главный герой — добродушный толстяк Шерман Кламп. Отмечу, что лучше всего смотреть эту комедию в переводе Павла Санаева.
«Шоу начинается» (США, 2002). Режиссер — Том Дей
Сокрушительный провал в прокате, разгромные отзывы критиков, номинация на «Золотую малину» за худшую экранную пару — и это все такой уморительной и симпатичной экшн-комедии?! Честно говоря, порой подобные решения вызывают исключительно оторопь. Да, это кино трудно сравнивать с лучшими ролями как Эдди Мёрфи, так и Роберта Де Ниро, но и сами актеры, и история о полицейском реалити-шоу заслуживают похвалы. Я даже не знаю, что здесь смешнее — невероятный презрительно-саркастичный взгляд героя Де Ниро или изо всех сил пытающийся играть на камеру персонаж Мёрфи. Посмотрите и попробуйте решить это сами.
«Девушки мечты» (США, 2006). Режиссер — Билл Кондон
Этот байопик об истории трио The Supremes стоит особняком хотя бы потому, что здесь Эдди Мёрфи впервые сыграл полностью драматическую роль. За воплощение образа певца Джеймса Эрли, не выдержавшего испытания славой, артист выиграл «Золотой глобус» и Премию Гильдии киноактеров США, но «Оскар» ему так и не достался, хотя эксперты считали, что у него были все шансы. Поговаривают, что это произошло из-за выхода прямо перед церемонией вручения, мягко говоря, неудачной комедии «Уловки Норбита». До сих пор эта номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана остается для Мёрфи единственной в карьере.
Максим Гареев