РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 10 апреля 2020 в 15:48
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Юрист Анна Чернышева: цель штрафов - напугать граждан, которые по-тихому нарушают предписания властей

© Алексей Колчин для ЕАН, Facebook.com Анна Чернышева
Партнер юридической компании «Правовые интересы» Анна Чернышева по просьбе ЕАН проанализировала юридическую составляющую борьбы с пандемией коронавируса в Свердловской области, утвержденные накануне Законодательным собранием санкции за нарушение режима самоизоляции и перспективы быть оштрафованными в ближайшие выходные.
По мнению эксперта, многое в юридическом противостоянии заразе сделано криво и наспех, тем не менее оштрафовать гуляющих будет несложно.
«Для начала разберемся, что такое режимы ЧС, ЧП, карантин, иные ограничительные мероприятия. Есть федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». ЧС - это ситуации, возникшие объективно: взрывы, наводнения, лесные пожары.
То, что называется «режим ЧС», - это меры реагирования на ЧС, касающиеся деятельности органов власти.
Введения режима чрезвычайного положения – это одна из таких мер. Согласно закону, ЧП у нас тоже должно быть введено на федеральном уровне указом президента. Этот режим не введен. Согласно федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», существует также режим карантина. И это тоже мера реагирования на ЧС. Но и он не введен.
18.03.2020 г. указом губернатора № 100-УГ введен режим повышенной готовности. Но этот режим, согласно закону «О защите населения от чрезвычайных ситуаций», распространялся только на государственные и муниципальные органы.
Закон предусматривает 3 режима (повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации). Режим повышенной готовности предполагает, например, что в зоне предполагаемой ЧС начинаются особые мероприятия по предупреждению возникновения ЧС. Граждан и частные предприятия этот режим не может ограничить в перемещении и работе, если, конечно, они не находятся в зоне очага и нет непосредственной угрозы для их жизни и здоровья. Более того, в законе «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» прямо сказано: что все меры не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина (п. «д» ч. 10, ст. 4.1 федерального закона). Однако губернатор 30.03.2020 г. № 100-УГ указал в предыдущем указе (№ 100-УГ) обязанность по самоизоляции для граждан, которые прибыли на территорию Свердловской области, а для остальных граждан - обязательство не покидать свое место жительства.
Эти ограничения явно и очевидно незаконны по действующему законодательству. Более того, в законе «О защите населения от чрезвычайных ситуаций» не было такого вида ЧС, как угроза эпидемии. Но 01.04.2020 г. были экстренно приняты поправки на федеральном уровне.
Во-первых, в закон «О защите населения от чрезвычайных ситуации»: к чрезвычайным ситуациям теперь отнесена и угроза распространения вирусного заболевания, представляющего опасность для населения.
Во-вторых, упрощен порядок введения ограничительных мер.
В-третьих, повышены штрафы в КоАП РФ за нарушение санитарных правил во время режима ЧС: раньше они были от 100 до 500 рублей, сейчас за нарушение санитарных правил на федеральном уровне будут штрафы от 15 до 40 тыс. рублей.
Юристам понятно, что законодатель старается оперативно «вогнать в правовое русло» те меры, которые органы власти принимают, полномочия их расширены, порядок упрощен. Но проблемы не решены.
Ведь по-прежнему режим ЧС для Свердловской области – это режим повышенной готовности. Он распространяться должен лишь на органы управления. А губернатор распространил его на граждан. Причем на всех поголовно жителей области. И ограничил на его основании право граждан на передвижение (а равно и предписал прекратить работу большинству предприятий).
Кроме того, все эти ограничения были введены 30.03.2020 г., а поправки в законодательство о ЧС были приняты лишь 01.04.2020 г.
Раньше граждан в какой-то мере спасало то, что за нарушение этих незаконных ограничений не было ответственности. Точнее, она была крошечной. Ситуация сложилась, как с платными парковками в Екатеринбурге: платная парковка широко анонсирована, установлены паркоматы и предупреждающие знаки, норма об этом есть, а санкции за ее нарушение нет.
Теперь же штрафы повышены и на федеральном уровне, а теперь и на уровне субъектов.
Заксобрание Свердловской области пошло еще дальше. Оно приняло поправки в КоАП Свердловской области, которыми установлена ответственность именно за нарушение указа губернатора – за нарушение введенных ограничений: от 3 до 5 тыс. рублей для граждан.
Если смотреть на суть происходящего, то можно так сказать: де-факто у нас введен режим карантина или даже (в Москве) режим чрезвычайного положения. Де-юре у нас незаконно ограничены права граждан и прекращена работа организаций и за нарушение этих ограничений введены немалые штрафы.
При этом формально-юридически, пока указ губернатора не будет признан незаконным - штрафовать имеют право. Да, есть право обжаловать указ, но, согласно экстренно принятому постановлению президиума Верховного суда от 08.04.2020 г., ограничение в работе судов продлится до 30 апреля, а фактически – до 6 мая. Конечно, сами заявления можно подавать в электронном виде, но до рассмотрения пройдет немало времени.
При этом решения о привлечении к административной ответственности будут вынесены оперативно – эти дела суды как раз рассматривают.
И хотя ограничения противоречат 5 статье Конституции РФ, действующему законодательству, немал шанс, что указ губернатора не будет признан незаконным. Судебная практика по регионам показывает, что даже соблюдение ограничений все равно не является гарантией от штрафа, слишком проблемны формулировки.
Например, ты должен покупать продукты в ближайшем магазине к месту проживания. Распространенная ситуация: в твоем доме есть магазин формата «у дома», где тебя не устраивает ни качество товара, ни цена, ни выбор. А через дорогу находится магазин, к которому ты привык и в котором тебя устраивает цена. Формально поход в магазин через дорогу при наличии магазина в твоем доме – нарушение.
Не раскрыто понятие «самоизоляции». Что это? Это не предписание о надзоре за носителями инфекции согласно закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»: надзор осуществляется лишь за носителями и делается на основании персонального предписания, а это уже процедура, включающая в себя и обследование, и лечение. «Самоизоляции» должны подвергнуться на территории Свердловской области все прибывшие лишь на основании факта прибытия.
Но независимо от развития событий в суде большие штрафы явно призваны испугать граждан, которые по-тихому нарушают предписание властей. Поэтому пока что как минимум психологического эффекта поправки в КоАП РФ и КоАП Свердловской области достигли – большинство предпочтет посидеть дома, чем получить штраф.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября