Множество людей из-за карантинных мер оказалось в состоянии шока: свобода, о которой они мечтали, наступила, но что с ней делать – непонятно. Об этом в интервью DK.RU заявил Олег Кузин, врач-психотерапевт, завотделением в клинике неврозов «Сосновый бор».
Эксперт отмечает, что самоизоляция будто разделила жизнь людей на до и после.
«Одни словно впали в ступор, другие активно используют это время для всех отложенных дел, усиленно занимаются спортом, саморазвитием, пекут пироги и занимаются с детьми. И показывают все это в соцсетях», - говорит медик.
«Часто люди встают на сторону лишь одной из своих потребностей. Чтобы понять, что тебя останавливает от активных действий, нужно услышать свою вторую психологическую сторону. Условно, есть цель развития — цель социально приемлемая, ею можно погордиться, показывать, хвастаться. А другая сторона человека, которую он сам от себя прячет и подавляет, может иметь другую цель и сопротивляется первой. Нужно очень корректно отнестись к своему сопротивлению улучшениям и услышать это «но», - советует Олег Кузин.
Школьники зачастую перестали справляться с заданиями на дистанте. Хотя времени у них стало больше — оно не тратится на сборы, передвижения, и можно в своем ритме изучить предмет и делать все эффективнее.
«Вопросы относительно онлайн-обучения есть у всех. Сложности есть и у учителей — для них это тоже новые технологии, к которым трудно адаптироваться. Плюс работа переехала к ним домой. У родителей возникает ощущение, что, раз учитель не ходит на работу, он халявит. Начинаются нападки. Как учитель может доказать обратное? Назначить ученикам много работы. Добавьте сюда тот факт, что не все дети дисциплинированы и на них в этом плане большее влияние оказывает учитель, а родитель не может посадить за уроки и сфокусировать на обучении», - отмечает специалист.
По его мнению, растерянность части российского общества объяснима.
«Некоторые люди с детства свободы не имели. Родители делали с ними уроки, их заставляли ходить в секции. У части людей свободы нет на уровне привычки, поэтому они оказываются в шоке. Вроде та свобода, которую они хотели, наступила, а что с ней делать? Вроде бы они когда-то мечтали, что уволятся с найма и станут предпринимателями. И вдруг оказывается, что это сложно. Непросто себе сказать: я хочу сейчас встать с постели и поработать. Или даже сделать физические упражнения. Кровать-то — вот она, рядом. И выясняется, что у них нет такой привычки», - говорит Олег Кузин.
Главная проблема, по его мнению, в том, что люди оказались сразу между двух огней.
«С одной стороны, это угроза здоровью со стороны инфекции, с другой — экономические причины: снижение доходов, которое может для многих оказаться критичным. Некоторые стали впадать в ступор после того, как их планы не реализовались.
К примеру, были планы арендовать квартиру, разъехаться с родителями, а тут раз — и самоизоляция, запреты. И человек воспринимает ситуацию так, будто его планам больше не суждено сбыться. И даже не удосужится подумать, как ту же квартиру искать и смотреть по-другому. Есть привычный образ действий: приехать, посмотреть. Но ее же можно посмотреть и удаленно. Ты можешь быть в этом процессе, а не отменять его в своей голове», - заключил Олег Кузин.