Глава Екатеринбурга Александр Высокинский начинает отчитываться о проделанной в прошлом году работе. Генеральной репетицией перед выступлением на пленарном заседании думе станет завтрашняя встреча с фракцией единороссов, как и положено, составляющей в городском парламенте большинство. ЕАН изучил почти 400-страничный текст отчета заранее.
Отчет перед критически настроенными депутатами грозит стать для мэра настоящим испытанием. Для его поддержки в думу приедет «тяжелая артиллерия»: политический вице-губернатор Сергей Бидонько, лидер свердловских единороссов Виктор Шептий и заместитель руководителя аппарата губернатора Вадим Дубичев.
Поддержка потребуется: нынешний отчет еще более бестолков, чем предыдущий, рассмотрение которого едва не закончилось «неудом» и постановкой вопроса об отставке Высокинского. Фактически это бессистемная свалка докладных записок различных подразделений мэрии. Впрочем, несмотря на хаос, в тексте можно найти любопытные и порой даже неожиданные факты из работы городских чиновников.
В отчете 12 разделов и 64 подраздела. При беглом просмотре он довольно плотно набит информацией: факты, цифры, графики.
Документ можно разделить примерно на четыре равные части. Первая — парад мини-отчетов всех подразделений мэрии. Вторая — еще раз те же отчеты, но уже по основным направлениям деятельности, чуть подробнее и в контексте достижения целевых показателей Стратегического плана развития города. Третья — подробные справки-отчеты о работе районных администраций, добавленные сюда непонятно зачем, поскольку предполагается, что главы районов будут отчитываться перед думой самостоятельно и в таком развернутом виде эта информация тут излишня. Четвертая — развернутая справка о работе муниципальных предприятий. Ну и различные приложения и сводные таблицы, разбросанные по всему документу.
Что касается бардака в отчете, то можно привести такой пример. Взять данные по ситуации в школах Екатеринбурга: сначала на странице 47 приводятся цифры по количеству школ и сданных объектов, потом эти же цифры целыми абзацами повторяются на 86 странице. Аналогично выглядит ситуация со здравоохранением, строительством, благоустройством и вообще со всеми основными направлениями работы. Примерно 10% отчета - это копирование и повторение уже приведенной информации. А страницы 96-99 — просто перечисление муниципальных программ. Причем часть из них уже перечисляется до этого, но, по крайней мере, повтор идет хотя бы с суммами, выделенными на их реализацию из бюджета. И это не говоря уж о периодическом упоминании этих программ по всему документу в контексте того или иного раздела.
Стоит отметить, что мэр при этом частично исполнил волю депутатов, выраженную год назад. Тогда к форме отчета было три основных требования: придать ему четкую структуру, рассказать о судебной практике, с которой сталкивается юридический департамент, и о работе всех многочисленных и не всем понятных муниципальных предприятий. Первый пункт мэр так и не выполнил, а даже добавил бардака, по крайней мере, в черновом варианте, а вот два других впервые в истории отчетов главы Екатеринбурга выполнены.
Чем заняты юристы мэрии
Премьера - рассказ о работе юридической службы. За 2019 год мэрия подала 3,27 тыс. исков и приняла участие в 7 тыс. судебных процессах.
Основные дела: о взыскании долгов по арендной плате и договорам на установку рекламных конструкций, о признании банкротства и взыскании субсидиарной ответственности, тяжбы с областным и федеральным бюджетом по компенсациям затрат на предоставление жилья инвалидам.
По делам о банкротстве подано 77 исков о взыскании на сумму 110,6 млн рублей, взыскано 82 млн.
Муниципальные предприятия
Год назад первый вице-мэр Екатеринбурга Александр Ковальчик, когда депутаты просили добавить этот раздел, грозился, что они утонут в данных. И информации действительно получилось много, даже несмотря на то, что приводится она лишь в кратком, справочном виде. Порядка 50 страниц отчета в том или ином виде посвящены деятельности МУПов и прочих бюджетных организаций.
Зато теперь мы знаем, что общая численность сотрудников екатеринбургских МУПов - 13,4 тыс. человек. Это, кстати, примерно в три раза выше, чем общее количество сотрудников мэрии, которое оценивается примерно в 5 тыс. человек.
В 2019 году доходы МУПов составили 21,36 млрд рублей, рост по сравнению с предыдущим годом - на 4,4 млрд. Расходы — 20,5 млрд, рост на 5,6 млрд. В отчете отмечается, что скачок показателей связан главным образом с тем, что «Спецавтобаза» стала региональным оператором по вывозу мусора. По балансу предприятие с этой задачей в целом справилось и при бюджете в 4 млрд даже получило по итогам года прибыль в размере 1 млн рублей, из которых 137 тыс. перечислило в доход городского бюджета.
В целом, несмотря на то, что суммарные доходы МУПов по итогам года официально составляют порядка 1 млрд рублей, в результате сложных расчетов и списания части прибыли на некую «инвестиционную составляющую», бюджет получил от них 117 млн. Вместе с налоговыми поступлениями от них же — 580 млн. К слову, на платных услугах в школах и клубах прибыль получилась ненамного меньшей, чем от практически коммерческой деятельности.
«Из общего числа действующих предприятий 18 (или 72%) по итогам года являются прибыльными, 7 предприятий (или 28%) – убыточными. Убыточность связана с осуществлением деятельности в сферах государственного регулирования тарифов по выработке и передаче теплоэнергии с высокими теплопотерями, содержанием ветхого и аварийного жилья, перевозкой наземным общественным транспортом льготных категорий граждан, а также с особенностями отражения в бухгалтерском учете затрат на капитальный ремонт недвижимого имущества», - поясняется в отчете.
Так, из-за льготников "Гортранс" ушел в убытки на 10 млн рублей — пенсионеры буквально разоряют общественный транспорт Екатеринбурга, если верить докладу.
Еще из убыточных предприятий, указанных в отчете, можно отметить нашумевшую в прошлом году историю со старейшим кинотеатром «Салют», благополучно закрытым в феврале. В докладе утверждается, что из-за резкого «снижения посещаемости» «Салют» получил убыток в 5 млн. Кинотеатр «Космос» потерял еще больше — 11,6 млн, в связи с «сокращением количества крупных мероприятий».
В этом же разделе отчета фигурируют 745 муниципальных учреждений, исполняющих муниципальный заказ. Это школы, детские садики и прочие подобные организации, приравненные по своей сути к МУПам. Часть этих организаций оказалась тоже коммерчески успешной. Доход от деятельности бюджетных учреждений составил за год 77 млн рублей.
В этой части можно узнать, к примеру, такие подробности из жизни города, как то, что городскими моргами за год проведено 4 тыс. вскрытий, или что 4% екатеринбургских учащихся не могут освоить курс начальной школы. Зато в городе проведено 170 тыс. тестов на сдачу ГТО.
Забавные факты из жизни города
Есть и совсем интересные факты, осознать и понять которые депутатам еще предстоит. Так, в городе была проведена противопожарная пропаганда на 31 тыс. га. Почему этот показатель измеряется в гектарах, не уточняется. Другой любопытный факт: в городе есть организация, которая занимается содержанием 671 «уникального природного комплекса, эталонного объекта природы». Тут, конечно, интересно не наличие такой организации, а количество этих самых «чудес природы», о которых, к сожалению, большинство горожан не знает ничего.
Известно, что горожане любят сплетничать, обсуждать слухи об активности мэрии в соцсетях и «армии ботов», которую горадминистрация якобы завела для управления неокрепшими умами интернет-аудитории. Оказывается, для всего этого есть основание, пусть и не такое, как представляется.
«С целью своевременного выявления и пресечения фактов распространения материалов экстремистского и террористического характера на постоянной основе осуществляется системный мониторинг средств массовой информации, интернет-ресурсов, включая паблики и мессенджеры. Для этого ежегодно департаментом информационной политики администрации города заключаются муниципальные контракты на оказание услуг по мониторингу контента социальных сетей, форумов и блогов в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на наличие признаков экстремизма. Все полученные материалы направляются в Центр по противодействию экстремизму по электронной почте», - сообщается на 73-й странице отчета.
Почему мэрия тратит бюджетные средства для слежки за горожанами в соцсетях, конкурируя с силовиками? Вероятно, этот вопрос депутатам стоит задать мэру.
Но есть и приятные новости.
«Создан новый облик поликлиники (открытая регистратура, вынесенное картохранилище), осуществлена закупка нового оборудования для обеспечения комфортного и доступного пребывания пациентов в поликлинике. Для каждого муниципального учреждения здравоохранения разработан свой логотип в рамках единой концепции», - сообщается в отчете.
Указывается, что реформированию подверглась большая часть городских поликлиник — горожанам пора заметить эти изменения. Ну и наличие у каждой поликлиники собственного логотипа вызывает интерес — редакция ЕАН обещает, что обязательно постарается сделать подборку наиболее интересных, а также выяснить сумму затрат на эти работы.
Рас
сказывается, что за минувший год в городе внедрен новый формат отношения к бездомным животным. Их не только отлавливают, но еще и создают для них анкету в интернете (к сожалению, не указано, на каком ресурсе) для поиска добрых хозяев. Также «в общеобразовательных учреждениях проводились «уроки добра», где школьникам рассказывали о гуманном отношении к животным».
Или вот забавный факт, в разделе «Поддержка малого предпринимательства». Что было сделано мэрией в этой части: создана некая неназываемая «инвестплощадка», написано 24 бизнес-плана, реализовано 12 бизнес-планов. Кроме того, для 300 школьников была проведена «бизнес-школа», в рамках которой они написали 30 бизнес-планов. Причем по последнему пункту у мэрии еще и план был, и он, отмечается, выполнен на 100%.
А еще в городе за год было установлено 90 знаков «Купание запрещено». Про открытие пляжей, где было бы «купание разрешено», пока ни слова.
А что мэр?
О том, чем был занят в течение года глава города, из отчета судить сложно. Точнее можно, но мы-то знаем, что в реальности он совсем не такой бездельник, как написано, — он и вправду много работал и разбирался с городскими проблемами, пусть и вынужденно.
В отчете же деятельности главы города посвящено два раздела. Это самый первый в документе «Об осуществлении главой города собственных полномочий». Тут, правда, каша из отчетов о деятельности непосредственного самого мэра и его замов, но тем не менее.
Что касается Александра Высокинского, то в 2019 году он много ездил по загранкомандировкам и принимал иностранные делегации. Командировок перечислено 15. Когда ездил сам, «для установления связей», когда — в составе делегации Свердловской области для решения различных вопросов вроде подготовки к "Иннопрому" и Универсиаде. География: Италия, Беларусь, Швеция, Венгрия, в основном Европа,. Хотя мы припоминаем и выезд в Африку.
И несколько десятков принятых иностранных делегаций, по итогам которых подписано более 40 различных соглашений.
Здесь же отмечены заслуги мэра и его команды в проведении в Екатеринбурге примерно двух десятков международных мероприятий, включая форум строителей 100+, «Иннопром» с Владимиром Путиным и саммит GMIS.
Второй раздел, посвященный работе мэра, — о работе с обращениями граждан. Указано, что их поступило порядка 116 тыс. Сколько из этих писем попало на стол именно мэру и попало ли хоть сколько-нибудь — не уточняется. Еще 1 100 обращений поступило от депутатов.
Главное событие минувшего года - конфликт в сквере у Театра драмы - в отчете практически не отражено, лишь между делом отмечено, что в Екатеринбурге был проведен опрос по выбору места для храма святой Екатерины, и на этом все. Складывается впечатление, что Высокинский был где-то в командировке, вернулся, ему доложили, что проведен опрос, и на этом его участие было исчерпано. Хотя мы помним, что, в отличие от других высокопоставленных чиновников, мэр в сквер приходил. Да, лишь на четвертый день, да, был освистан – но хотя бы попробовал.
Здесь же указывается создание некоего «консультативного совета» по созданию и развитию рекреационных зон. Это тоже последствия «храмового скандала», вклад главы в его завершение: мэр тогда обещал, что займется развитием парков и скверов города.
Основные показатели
Что касается цифр. Они приводятся в относительно удобном виде, в формате нескольких понятных таблиц.
Вот, к примеру, из этой можно узнать, что средняя зарплата в Екатеринбурге растет опережающими темпами и достигла отметки 55 тыс. рублей в месяц.
Отдельно можно упомянуть зарплаты врачей, которые сейчас у всех на слуху. Согласно тех частей отчета, где говорится о здравоохранении, указывается, что средняя зарплата «врачей и иных работников муниципальных учреждений здравоохранения» выросла до 77,32 тыс. рублей, среднего медперсонала — 43,14 тыс., младшего — 37,21 тыс. рублей.
Из других показателей:
- в 1,8 раза увеличены объемы переукладки труб водоотведения и водоснабжения,
- в 1,4 раза — прокладки газопровода,
- в 1,7 раза выше прогнозных значений объемы строительства дорог и тротуаров,
- в 1,5 раза — объемы ремонта дорог и тротуаров.
Объемы ввода жилья увеличились на 37,9%. Правда, тут же отмечается, что это заслуга строителей, ускоривших сдачу, а также изменений в федеральном законодательстве, приравнявших к жилью садовые домики. В части же ввода в эксплуатацию нежилых объектов - наоборот, просадка на 15%.
Жилья, кстати, построено за год 1,3 млн кв. м. Это хороший показатель. Считается, что для Екатеринбурга «хорошо» все, что выше миллиона, а заветная цель, к которой мы стремимся, - 2 млн кв. м.
Александр Высокинский любит «программный» метод отчета. Когда информация анализируется не по фактическим показателям, а по каждому ведомству. В этом году такой способ подачи информации он внедрил и в свой отчет главы города.
По всем направлениям: 14% задач выполнено лучше, чем ожидалось, 77% — на уровне плана и 9% - хуже прогноза.
В конце отчета дана сводная таблица всех основных показателей в разрезе их соотношения с областными и федеральными.
Итог
Стоит отметить, что это все-таки черновик. Пока отчет планируется рассмотреть лишь на фракции единороссов. В теории — как раз для того, чтобы депутаты, в том числе оппоненты мэра, могли высказать свои замечания и раскрыть таким образом карты перед генеральной битвой на пленарном заседании думы. Переписывать, возможно, придется многое, а сделать это можно только за выходные — в понедельник мэр должен передать документ в думу, чтобы со следующей недели к его изучению могли приступить профильные комиссии.
В черновом виде, кстати, рассмотреть его эти комиссии не смогут, поскольку там попросту нет соответствующего деления по разделам. Ну как, к примеру, обсуждать итоги работы мэра и его команды в части системы образования, если информация о ней перемешана по всему 300-страничному докладу? То же самое и по экономике, капстроительству и всей прочей деятельности администрации.
В качестве же общего впечатления от отчета можно привести мысль, которую депутаты высказывали еще год назад: цифры хорошие, впечатляющие, но непонятно, в чем тут заслуга мэрии? Тогда, кстати, гордума так не смогла поставить Александру Высокинскому оценку и пообещала, что, если он не исправится, в этот раз поставит «неуд», что станет для него серьезным шагом к отставке.
ЕАН следит за развитием событий.