РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 18 июня 2020 в 13:22

У епархии меньше месяца на погашение конфликта с Сергием. Мнение Сергея Беляева

© Алексей Колчин для ЕАН, Епархия
На этой неделе конфликт между Екатеринбургской епархией и схиигуменом Сергием Романовым дошел до критической точки, вылившись в физическое противостояние. Прежде стороны обменивались мнениями в виртуальном пространстве. Схиигумен еженедельно записывался в новых роликах, епархия изредка выпускала очередное коммюнике.
Как писал ЕАН, церковные структуры готовились к провокациям в виде небольших акций. Достаточно вспомнить, как в 2019 году последователи уже бывшего священника Владимира Головина в Татарстане напали на епископа. Но, по всей видимости, Екатеринбургская епархия не была готова, что из-под контроля выйдет целый монастырь. Пересказывать в очередной раз эти события излишне. Интереснее появление в этой истории новых акторов.

Политик против старца

Накануне схиигумен Сергий Романов, объясняя причины перевода монастыря под свой контроль, упомянул схиархимандрита Авраама (Рейдмана) (духовник Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге и член Епархиальной комиссии по канонизации).
«Когда моих чад, монахинь, послушниц, которых Божьей милостью собирал 18 лет, захотели отдать схиархимандирту Авраамию — духовнику Ново-Тихвинского монастыря, у которого в друзьях сектовед (Александр) Дворкин, диакон (Андрей) Кураев (их он неоднократно приглашал в Екатеринбургскую епархию для духовного просвещения священников), я остался в монастыре в доме матери Божьей, чтобы дети не остались без отца», — пояснял схиигумен Сергий.
Для осведомленных людей объяснения схиигумена проясняет многое. Схиархимандрит Авраам — один из старейших тяжеловесов внутрицерковной политики в Екатеринбургской епархии. Наибольшую известность он получил в конце 1990-х годов, выступив одним из инициаторов смещения экс-руководителя епархии епископа Никона (Миронова). В 1998 году тогда еще игумен Авраам вместе с группой священников обвинил архиерея в гомосексуальных связях. Из-за последующего скандала епископа Никона сняли с кафедры.
К слову, часть священнослужителей епархии, которые были очевидцами тех событий, уверены в ложности обвинений. Да и проверка Синодальной комиссии не нашла вины епископа в инкриминируемых преступлениях. По одной из версий, еп. Никон лишился своей кафедры после проведенной им финансовой реформы по централизации денежных потоков, которые проходили через приходы и монастыри.
Нововведения, по словам источников, очень не понравились игумену Аврааму, который уже тогда был тесно связан с Ново-Тихвинским женским монастырем. При его участии в обители было налажено производство церковных одеяний, написание икон и так далее. Естественно, что после реформы еп. Никона пришлось бы распределять часть выручки в епархиальный бюджет.
После тех событий влияние игумена Авраама (с 2010 года схиархимандрит) в епархии начало быстро расти. Помимо Ново-Тихвинского монастыря под его контролем находились монастырь Всемилостивого Спаса на Елизавете, Свято-Косьминская пустынь в Верхотурском районе и другие крупные объекты.
Однако по своему характеру отец Авраам - полная противоположность схиигумена Сергия. Духовник монастыря «Спорительницы хлебов» считается в епархии типичным представителем православного (даже в чем-то юродивого) «старчества». Схиархимандрит позиционировал себя интеллектуальным проповедником: чудес не совершал, бесов не изгонял, писал книги. На публике проявлял себя как дипломат. Впрочем, в последние годы 64-летний архимандрит фактически свернул публичную деятельность.

Новый актор в конфликте

Логично, что появление в среднеуральском монастыре представителя Ново-Тихвинской обители схиигумен Сергий (которому грозит лишение сана) воспринял как угрозу потери своих активов.
С такой позиции можно говорить, что мы наблюдаем передел собственности между двумя влиятельными монахами епархии.
Если допустить эту версию, возникает вопрос, по чьей инициативе в «Спорительницу хлебов» был назначен клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, протоиерей Георгий (Викторов)? Внешне такое решение выглядит разумным — речь идет все-таки об окормлении женского монастыря. По набору кадров особого выбора у епархии не было — других женских обителей поблизости нет. Ближайший женский монастырь в пределах Екатеринбургской епархии находится под Верхотурьем — Свято-Покровская обитель. И этот монастырь также находится под влиянием схиархимандрита Авраама и его окружения.
Но с политической точки зрения решение о смене клирика было недальновидным — схиигумен Сергий получил отличный повод начать сопротивление, отведя внимание от канонических нарушений, в которых его обвиняют.
Впрочем, неизвестно, принял бы схиигумен замену, если бы в «Спорительницу хлебов» прислали клирика из нейтрального к нему монастыря. Ведь потеря сана, а значит официального статуса были для него неизбежны. И в этой ситуации он пошел ва-банк.

Погасить конфликт до Царских дней

После потери контроля над монастырем решение проблемы для руководства епархии усложнилось в несколько раз. Силовой вариант разрешения спора в этой истории исключается — слишком велико внимание СМИ. Кроме того, органы власти и правопорядка дистанцировались от противостояния, предложив сторонам разобраться самостоятельно.
Проведение переговоров с отцом Сергием кажется невыполнимой задачей. С большой долей вероятности схиигумен потребует для себя определенных гарантий — как минимум сохранения контроля над монастырем или возвращения к статусу-кво. Любые уступки будут восприняты в московском патриархате как полная потеря управления.
Примечательно, что противостояние с отцом Сергием руководство епархии начинало, имея все козыри на руках. Еще до церковного суда и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла была возможность изолировать схиигумена Сергия от сторонников, которые ранее проявляли себя слабо.
В медийном пространстве положение епархии также было выигрышным — духовник «Спорительницы хлебов» допускал агрессивные, местами пугающие общественность высказывания. Но за последние несколько дней епархия и здесь начала сдавать позиции. Схиигумен и его сторонники активно нарастили медийную активность, держа постоянную связь с журналистами. А накануне священник впервые изменил своим принципам (прежде он избегал любого внимания со стороны СМИ) и провел своего рода пресс-тур по осажденному монастырю, который еще недавно был закрыт для всех посторонних.
На этом фоне реакция Екатеринбургской епархии на действия схиигумена выглядела запоздалой. В частности, официальный ответ на смену власти в монастыре на сайте епархии появился только на следующий день после событий. Не говоря уже, что церковные структуры не могут найти общего языка с последователями схиигумена. Митрополит Кирилл, который прежде оперативно реагировал на конфликты, исчез из поля зрения. С одной стороны, может сложиться впечатление, что епархия пытается дотянуть до следующего церковного суда, после которого схиигумена Сергия можно лишить сана и выдворить из монастыря как постороннего.
С другой, как неоднократно подчеркивали в самой епархии, руководство митрополии настроено на мирное разрешение конфликта — без резких движений. Этим объясняется, почему епархия минимизировала число комментариев по событиям в среднеуральском монастыре — простая осторожность. В первую очередь, чтобы не дать сторонникам мятежного схиигумена лишнего повода для новых акций. Как это произошло с назначением в обитель клирика Ново-Тихвинского женского монастыря.
При этом времени для разрешения спора у церковных властей остается все меньше. Почти через месяц с 16 на 17 июля в Екатеринбурге будут отмечать годовщину расстрела семьи последнего российского императора Николая Второго. Пока непонятно, разрешат ли областные власти проведение каких-либо мероприятий в эти дни, в том числе традиционного крестного хода. Но подходить к этой дате с такой историей опасно - схиигумен Сергий становится все менее предсказуемым.
almaceramica