Российские вузы – первопроходцы отечественного «дистанта». В связи с пандемией COVID-19 образовательные учреждения работают в непривычном, удаленном режиме фактически полгода. Более того, коронавирус пока не отступает, а это значит, что и приемные кампании придется вести в обновленных условиях.
Один из крупнейших вузов Екатеринбурга – Уральский государственный лесотехнический университет – справляется с новыми вызовами. Студенты по-прежнему сдают экзамены, защищают дипломы и даже участвуют в активностях. Преподаватели привыкают к новым форматам работы и нарабатывают новые, важные для работы в XXI веке навыки.
О том, как консервативная, академическая среда переходила на «дистант», о реакции студентов и сделанных из пандемии выводах мы поговорили с ректором УГЛТУ Евгением Платоновым.
- Как дела, Евгений Петрович?
- Да вроде ничего, все планово. На удивление карантин оказался оптимистическим, надеюсь, что уже прошли самую опасную часть.
- Вы сказали: «На удивление оптимистическим…» Почему на удивление?
- Примерно с 2014 года министерством науки и высшего образования РФ ведется большая работа по созданию электронной информационно-образовательной среды. Существует много составляющих такой работы, которые требуют активности как от администрации вуза, так и преподавателей и студентов. Нужен современный компьютерный парк, мощные серверные, сети, компьютерные классы. И все это не совсем в том состоянии, в каком хотелось бы. Компьютерный парк и программное обеспечение быстро устаревают, и не забывайте, что мы обязаны иметь все лицензионное. По количеству у нас всего много, но вот фактическое состояние не сильно радует.
Казалось, что есть время! Все потом да потом. Не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Мы успели обучить всех в программе MOODL (система электронной образовательной среды, – прим. ЕАН). И когда все это началось, то казалось, что мы еще не готовы – и все будет сложно. Но на удивление все прошло хорошо. Быстро вошли во вкус, появился интерес к такой работе. Многие профессора даже хвастаться начали, как работают в новой системе, как креативят.
- Профессора довольно консервативные люди…
- А высшее образование консервативно само по себе. Академическая среда и должна быть консервативной. Но даже в этой системе появилось много таких звезд, которые выполнили эту работу на «отлично» с учетом всех возможностей.
- Вы похвалили коллег или техническое обеспечение?
- А вот техническое обеспечение похвалить я не могу. Технически мы немного отстаем, если честно. Надо еще вкладывать большие деньги, которые годами не вкладывали. Закупили программное обеспечение, все управленческие структуры получили хорошие компьютеры. Сейчас идет дооснащение на местах. Конечно, распределять стараемся по справедливости, чтобы получили компьютеры те, кому это необходимо сегодня для ведения учебного процесса, выполнения научных задач.
Все мероприятия, по итогам которых есть возможность поощрить (кафедру или преподавателя, – прим. ЕАН), мы проводим в трех номинациях, призы в которых - компьютеры, МФУ, принтеры. То есть не цветочки, конфетки и бантики, а то, что необходимо для дальнейшего развития.
- Обратную связь от студентов по работе на "дистанте" получаете?
- В постоянном режиме. Была проблема, что студенты попытались всех преподавателей под себя подстроить. Выходили в электронную образовательную среду (MOODL) ночью или поздно вечером, а утром не добудиться их было.
Сейчас все входит в рамки, регламентируется. С 19 марта объявили, что работаем на "дистанте", и никаких сбоев за это время не произошло. Кто-то, может, не вышел или вовремя не ответил, но чтобы массово не выполнялись работы или шли завалы по экзаменационной сессии, контрольным мероприятиям, - такого не было. Сейчас студенты плачутся, хотят учиться в стенах университета. Все очень соскучились друг по другу, по общежитиям.
- А преподаватели?
- И преподаватели плачут. В период ограничений обязаны были максимальное количество людей вывести на "дистант". Преподаватели почти с боем хотели вернуться на рабочие места, писали служебные записки, приводили массу аргументов. Все хотят на работу, чтобы вместе учить студентов, жить жизнью университета. Все друг по другу скучают. Здесь ведь и стены помогают, потому что это наш дом – альма-матер.
- Кстати, о заочных защитах. Можно ли считать, что диплом, который студент защищал очно, крепче и солиднее того, что студент защищал на "дистанте"?
- Тут не нужно перегибать палку. Все прекрасно понимают, что "дистант" и его возможности уступают традиционному формату обучения.
Но это был единственный правильный выход в текущей ситуации. И способ оказался не проигрышный.
Качество образования не обвалили, не изменили объем доводимых знаний. Все, что должны были по учебным планам, обучающиеся получили. Студенты выполнили все контрольные работы, добросовестно вышли на защиту дипломов.
Сами защиты проводили в режиме онлайн, на которых присутствовали все члены комиссии, работала система идентификации студента. Никаких послаблений к дипломным проектам не было да и быть не могло.
Как и раньше, все комиссии работают, ученый совет, диссертационные советы. В период карантина смогли провести защиту кандидатских диссертаций, а будут еще и докторские. Никаких сбоев и переносов не произошло. Праздники, массовые мероприятия перенесены либо по срокам, либо в систему онлайн и социальные сети, но остальное все работает. Никаких скидок на карантин мы себе не делаем.
- Есть же и психологический аспект.
- Да, у студентов появилось больше возможностей понять, что такое вуз и как этим надо дорожить. Нам всем пришло это понимание, что здорово, когда нет вмешательств и ты можешь спокойно, накоротке все разъяснять, объяснять и доводить. Да и просто чувствовать плечо коллег, товарищей. Если кто-то говорит, что "дистант" сможет все это полноценно заменить, он, конечно лукавит.
- Тем более если речь идет еще и о практиках.
- По практикам сложней. Мы отменили госэкзамен, который был в череде контролирующих мероприятий. При сдаче диплома ведь все равно возникают вопросы по темам, которые будущий специалист для себя определил, так что его защита полно показывает, насколько студент квалифицирован.
А вот практики мы не отменили. Часть перенесли на сентябрь, а часть студентов уже прошли практику.
Те, кто остался в наших общежитиях, выезжали на базу практик в Уральском учебно-опытном лесхозе в поселке Северка, работали на лесохозяйственных объектах. В общем, все студенты закреплены за объектами, предприятиями и руководителями.
- Кстати, насколько сложно было организовать санитарные условия для тех, кто остался в общежитиях?
- Совершенно не сложно, это текущая плановая работа, которая детально прописано и контролируется Роспотребнадзором. Компания, которая занимается уборкой, увеличила кратность уборки там, где остались студенты. Доступ студентов в учебные корпуса мы прекратили, измеряли всем температуру, рекомендовали мыть руки, промывали все растворами, определили старших по корпусам, оборудовали классы с интернетом. Даже излишки продуктов из столовой распределили среди студентов, все было сделано по инструкции. Все просьбы и пожелания учащихся мы также исполнили.
- Стартовала приемная кампания. Как она работает в условиях пандемии?
- Мы попали в экспериментальную программу. Теперь к нам можно поступить и через Госуслуги – проект «Поступай в вуз онлайн». Таких вузов по стране всего 54.
Дополнительно система поступления в вуз доступна и разъяснена пошагово на сайте. Клик мыши, и поехали, все работает, все действует.
Активно работаем с девятиклассниками, которые поступают в колледж. Текущего количества заявлений достаточно, чтобы подтвердить правильность нашего решения набирать в техникум после 9-го класса. Набор продолжаем. Многие готовы прийти к нам учиться на контракт. Предоставляем студентам-контрактникам такие же социальные условия, как и бюджетным студентам. Общежитие получат все.
- Набор на высшее образование уже стартовал?
- Да, как обычно, с 1 июня мы начали принимать документы. Набираем. ЕГЭ еще сдают. Сейчас к нам идут выпускники колледжей и те, кто окончил школу год-два назад. Прием документов еще идет, так что дождемся всех желающих.
Раньше, когда абитуриент приходил к нам, то мы его видели, разговаривали. Мама, папа, сам поступающий, разговор шел разъяснительный, проще понять и подсказать, помочь с выбором. Это хорошее ощущение, когда их «руками можно потрогать и глазами увидеть». А сегодня - это некая стена, электронный приход-уход. Хотя, конечно, мы максимально усилили работу по непосредственному контакту. Работает телефонная "горячая линия", в социальных сетях и на сайте почти в круглосуточном режиме отвечаем на вопросы абитуриентов и родителей.
По крайней мере для меня вопрос, наберем или не наберем, точно не стоит. Наберем!
Проводится масса мероприятий для абитуриентов. Все с целью, чтобы приходили и видели, как разнообразна жизнь в вузе. Например, студенты сами сняли ролик о вузе. Он мне очень понравился, такой живой, молодежный, красивый. Где-то обновился и антураж вуза. Максимально используем это все, показываем, как городок, общежития, аудитории меняются, создаем ощущение комфорта.
- Какой совокупный план по приему в колледж и вуз?
- Нам нужно принять порядка 1 тыс. человек на бюджетные места. Планируем повысить балл ЕГЭ. А так стратегия вуза неизменна – в течение ближайших четырех лет достичь показателя в 4 тыс. обучающихся на очном отделении.
- Пандемия на планах не сказалась?
- Нет. Более того, министерство пообещало добавить бюджетные места, так что возможно, даже ускоримся.
- В приемной кампании колледжа есть уже понимание, с каким средним баллом аттестата будете набирать?
- Балл установят те, кто к нам придут. Впервые набираем с 9-го класса, а там очень высокая конкуренция. Так что он, вероятнее всего, будет выше, чем в прошлые годы.
Колледж будем активно развивать. Мнение, что если ты не закончил вуз, то жизнь не состоялась, а ты неудачник, наконец-то уходит. Дети-то это понимали всегда, но, слава богу, теперь это начали понимать и родители. И если у кого-то ребенок идет в колледж, он не будет стыдиться говорить об этом. Наоборот, человек выбирает и получает профессию.
- У вас на глазах сформировался спрос на обучение в колледже. Это первый год набора ребят, закончивших девятый класс. Довольны промежуточными результатами?
- Многие пошли по этому пути. Сегодня выстроена целая сеть колледжей и ПТУ, где хорошо преподают практико-ориентированные предметы. Ребята сразу попадают в профессию и благодаря этому могут сократить свой учебный план в вузе, если собираются поступать. Хорошо, когда студенты будут приходить из техникума и продолжать образование. Ведь они уже поняли, что хотят учиться именно в этом направлении. Мы хотим, чтобы у нас было под тысячу таких студентов, пока их 170. Задача поставлена. Непрерывная цепочка колледж-вуз для нас приоритетна.
- По количеству «платников» пандемия ударит?
- Полагаю, экономическая ситуация, конечно, повлияет на спрос и возможности. Как правило, обучение оплачивают родители. Не у всех родителей сегодня все гладко. И в бюджетных, и в частных учреждениях идет спад. Он есть, и он нас затронет. Поэтому, конечно, есть опасения, что той легкости, что была раньше, сейчас с приходом контрактников уже не будет. И мы это понимаем. Там, где нет бюджетных мест, мы снизили цену. Продумали серьезную систему скидок. Снизили цену тем, кто имеет высшие баллы, хорошие оценки по ЕГЭ. Кроме того, уже принято решение не повышать стоимость образования по сравнению с 2019 годом.
- А что с целевиками?
- Классические 10% нам определены. Мы, конечно, хотели в этом году взять целевые контрактные места от предприятий, не по государственной квоте. Но предприятия, в связи со спадом в экономике, решили перенести контракты на следующий год.
- Евгений Петрович, в этом году университет празднует 90-летие. Какие планы на круглую дату?
- Очень хорошо провели онлайн-празднование, собрали пожелания и поздравления. Всех выпускников активировали на сайте и в социальных сетях. В сентябре, надеюсь, проведем торжественное заседание ученого совета, отметим, как положено, всех поздравим. Надеюсь, что соберем всех наших выпускников и друзей.
- Проекты какие-нибудь к дате приурочили?
- В Уральском саду лечебных культур имени профессора Л.И. Вигорова, которому в августе будет 70 лет, мы создаем «Визит-центр». Там у нас будет кабинет основателя Леонида Ивановича и новый-старый учебный класс. Средства на эти цели нам перечислил наш выпускник лесохозяйственного факультета 1986 года Владимир Деменев. Кроме того, на Северке в учебно-опытном лесхозе мы тоже откроем «Визит-центр» – в преддверии Дня работника леса. Назовем его «Уральский лес». Сейчас работает в тестовом режиме наш спортивный лагерь на Песчаном. Постараемся его переформатировать, благоустроить домики, сделать ремонт, чтобы было более уютно. Тогда и откроем там спортивный лагерь, чтобы туда выезжали студенты, преподаватели. Такие планы – лагерь и два визит-центра.
- От профильного министерства ждете подарка к дате?
- Письмо к юбилею подготовили от имени губернатора. Попросили, чтобы учли нашу дату. Ждем поздравлений. Конкретика? А все в этом письме. Программа на 60 млн рублей. Там учтено все, что необходимо, – лабораторные комплексы, оборудование, ремонтные работы. Все, что необходимо, чтобы вуз развивался. Уверен, мы справимся.