Счетная палата РФ заявила, что субсидирование государством развития межрегиональных авиаперевозок пока не показало значимых результатов. К такому выводу ведомство пришло по итогам проверки программы субсидирования межрегиональных рейсов. Аудит коснулся Росавиации, "Аэрофлота" и "Уральских авиалиний".
"В 2019 году количество субсидированных маршрутов выросло на 86% по сравнению с 2017 годом - до 242 маршрутов. Однако в это число включались не только новые маршруты, но и те, которые уже были раскручены в коммерческих перевозках, что никак не способствовало расширению маршрутной сети. Доля таких раскрученных маршрутов в 2017 году составила 27%, в 2018 году - 32,6%, в 2019 году - 31%. При этом доля новых уникальных маршрутов в этот период составляла незначительную величину от 4,5% до 8,5%", - говорится в сообщении Счетной палаты по итогам проверки.
Также господдержка не обеспечила доступ к большинству удаленных городов и других населенных пунктов, где авиация является единственным способом транспортного сообщения, отмечается в релизе контрольного ведомства.
"Так, за прошлые три года количество городов субсидируемой маршрутной сети (включая труднодоступные и удаленные) увеличилось на 59% и составило 94 города. Однако в нее вошли только 48 труднодоступных и удаленных населенных пунктов из 462, включенных в соответствующий перечень", - сообщила Счетная палата.
Кроме того, в контрольном ведомстве отметили "несовершенство правил определения размера субсидий".
"Они не учитывают особенности экономической деятельности авиакомпании, а подходы к их формированию непрозрачны. В результате по одним субсидированным маршрутам авиакомпании получили значительный убыток, а по другим - необоснованно высокую прибыль", - отметил Богомолов.
Также в Счетной палате отметили, что Росавиация рассчитывала реальную потребность в средствах федерального бюджета, во-первых, на основе данных прошлых лет, а во-вторых, после того, как был сформирован проект бюджета на очередной финансовый год.
При этом в отчете Счетной палаты приводятся примеры, когда Росавиация не проводила проверки предоставленных авиакомпаниями отчетов о использовании субсидий "должным образом", например по маршруту Якутск - Магадан - Якутск авиакомпании "Якутия" и Сочи - Благовещенск - Сочи "Уральских авиалиний".
По итогам проверки палата намерена направить информационное письмо в правительство РФ с предложением изменить правила субсидирования региональных авиарейсов.
Отметим, развитие межрегиональных авиамаршрутов - это одна из ключевых целей Комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры. Документ был утвержден в сентябре 2018 года. Он предполагает, что до 2024 года 51,35% всего внутреннего пассажиропотока на воздушном транспорте будет приходиться на прямые региональные рейсы, минуя Москву.