В минувшую пятницу патриарх Кирилл лишил священнического сана схиигумена Сергия Романова. Собственно, на этом все канонические возможности РПЦ по отношению к мятежному монаху можно считать исчерпанными. По сведениям ЕАН, Екатеринбургская епархия не намерена применять дополнительных санкций. Сам Сергий и его сторонники с июня не признают решений церковных властей (если брать за точку отсчета захват Среднеуральского женского монастыря). Любые попытки канонического воздействия со стороны РПЦ будут безрезультатны и лишь в очередной раз привлекут внимание к скандальному схимонаху.
Вместо этого, по сведениям ЕАН, епархия будет придерживаться испытанной для таких случаев тактики — попытаться взять монастырь измором. Как полагают в митрополии (да и в патриархии), сторонники Сергия рано или поздно устанут от напряжения, и община распадется сама.
Тем более что у схимонаха по факту нет такой всесторонней поддержки внутри церкви, о которой он регулярно говорил. Подробнее - в материале ЕАН.
Из монахов не разжаловать
Напомним, епархиальный церковный суд лишил сана схимонаха Сергия 3 июля 2020 года после третьего заседания. Экс-священник посетил только первое заседание и последующие реакции церковных властей игнорировал.
В Московском патриархате, где принималось окончательное решение, выдержали дипломатическую паузу, предоставив Романову время на обжалование решения первой инстанции. Экс-священник по понятным причинам этого не сделал, и 24 июля патриарх лишил его сана.
Как писал ЕАН, в митрополии рассматривали вопрос о новом церковном суде, по итогам которого схимонаха могли отлучить от церкви. Но по новым данным, от этой идеи в епархии отказались.
«Армия схиигумена Сергия» - журналисты ЕАН выяснили, кто эти люди и чего они боятся (ВИДЕО) «Сергий сам себя отлучил от церкви, еще когда надел на себя крест (с 27 мая схимонаха запретили в служении и сняли с него крест, — прим. ЕАН) и самовольно начал служить и причащаться тайнами, которые недействительны. Надо понимать, что когда верующий перестает причащаться, то в православной традиции он сам себя отлучает от общения. Отлучение от церкви (тем более анафема) на официальном уровне — это уже крайне чрезвычайная мера. Это еще надо «заслужить», а случай с Сергием не уникален», — пояснил ЕАН священнослужитель, знакомый с ситуацией.
Бывший епископ Диомид (Дзюбан) С 2000 по 2008 годы возглавлял Анадырско-Чукотскую епархию. Получил известность в 2007 году, когда вместе с тремя священниками публично выступил с критикой в адрес руководства РПЦ. В частности, епископ обвинил иерархов Русской православной церкви в отступлении от канонов, поддержке глобализации и экуменизме. Отдельное Диомид раскритиковал решение патриарха Алексия II не препятствовать присвоению ИНН храмам и монастырям. В 2008 году епископ проклял иерархов РПЦ и отказался поминать патриарха на богослужении. В июне того же года Диомид извергнут из сана по решению Архиерейского собора. Конфликт между экс-главой Анадырско-Чукотской епархии и патриархатом вызвал широкий общественный резонанс. Сторонники Диомида устраивали регулярные акции протеста во время заседаний Архиерейского собора. Лишившись сана, бывший епископ создал «Святейший правительствующий синод». Где сейчас обитает Диомид Дзюбан, доподлинно неизвестно.
В качестве примера наш собеседник напомнил о самом громком расколе в современной истории РПЦ, когда от церкви отпал бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) . В 2007 году архиерей взбунтовался против тогдашнего патриарха Алексия II и его окружения. В частности, Диомид обвинял предстоятеля РПЦ в экуменизме и дискриминации верующих по вопросу присвоения ИНН (с подобными обличениями в адрес патриарха Кирилла выступает сейчас схимонах Сергий). В ответ Архиерейский собор в 2008 году лишил епископа сана, оставив его простым монахом. Диомид после этого создал секту, но через несколько лет отошел от религиозной деятельности.
С Сергием Романовым, полагает инсайдер, будет та же история. По словам источника, в епархии понимают, что новый церковный суд даст схимонаху очередной повод для пиара. Других инструментов канонического воздействия у церковных властей нет. Хотя несколько лет назад правящий архиерей мог бы расстричь Сергия в мирянина.
До 2015 года некоторые епископы так и поступали с нарушителями, ссылаясь на нормативные акты церкви дореволюционного периода.
Но пять лет назад Синодальный отдел по монастырям и монашествующим пришел к выводу, что монашеские обеты необратимы.
Лучшая тактика — ничего не делать
Впрочем, канонические запреты не могут решить самую главную проблему в Екатеринбургской епархии — возвращение под контроль Среднеуральского женского монастыря. С 15 июня представители Русской православной церкви не могут попасть на территорию обители. С подобными историями РПЦ сталкивалась раньше на Украине, где храмы и монастыри переходили из рук в руки сторонников Московского и Киевского (неканонического объединения) патриархатов. По словам инсайдера, в Екатеринбургской епархии ситуация хотя и «нерядовая для России», но не критическая.
Тяжелое наследство Викентия: почему митрополит Кирилл не может покинуть Екатеринбургскую епархию «Владыка не намерен форсировать события и будет просто ждать, когда эта история пойдет своим чередом. Возьмем любых раскольников, которые пытались расшатать церковь. Все они все заканчивали одинаково. Сторонники таких «вождей», как Сергий, дробились на собственные группировки или разбегались сами, когда осознавали, что церковь их не поддерживает. История показывает нам, что если община откололась, то в ней неизбежно начинаются своего рода «войны кланов». А среди сестер этого монастыря хватает интриганок, которые бьются за особое расположение перед Сергием», — пояснил священнослужитель.
По его словам, политика невмешательства - «старый, испытанный способ» борьбы с раскольничеством. После извержения из сана епископа Диомида руководство РПЦ сделало вид, что ни его, ни его сторонников не существует. К настоящему времени от бывшего архиерея остались только небольшие кружки последователей.
Аналогичную тактику в РПЦ избрали по отношению к кружку Владимира Головина, извергнутого из сана в 2019 году за создание секты. Бывший священник после этого удалился в собственный «скит» в Татарстане, где до сих пор принимает поклонников. Одновременно с этим Головин развивает собственный канал на YouTube и все еще считается популярным проповедником в узких кругах верующих. По числу просмотров он вполне мог бы состязаться со схимонахом Сергием.
При этом бывший священник беспрепятственно посещает богослужения в храмах РПЦ. Mитрополит Казанский и Татарстанский Феофан игнорирует и Головина, и его скит (больше похожий на мини-монастырь) с паломниками.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл взял пример с этих историй. Еще в своем письме к тогда еще схимонаху Сергию Романову правящий архиерей заявил, что не будет вступать в переговоры с мятежниками. После этого епархия просто игнорировала все последующие заявления Романова.
«Такая рекомендация дана не потому, что нам нечего ответить или мы боимся потерять паству, а чтобы не давать им (раскольникам — прим. ЕАН) лишний повод для хайпа. Правда, они сами бегут, как только появляются неудобные вопросы. Я пытался пообщаться со Всеволодом Могучевым (представитель Сергия Романова в СМИ — прим. ЕАН) в соцсети на богословские темы, и он меня забанил», — рассказал ЕАН один из клириков Нижнетагильской епархии.
Последующие события лишь убедили правящего архиерея в правильности избранной стратегии.
В первые дни после захвата среднеуральского монастыря обитель покинули казаки, защищавшие схиигумена Сергия (это совпало с заявлением Оренбургского казачества, которое поддержало епархию). Затем появилась информация, что за время конфликта монастырь покинули 14 сестер и несколько десятков насельников.
Главным стресс-тестом для Екатеринбургской епархии стали Царские дни, во время которых схимонах Сергий продемонстрировал мобилизационные способностями. На ночной крестный ход с 16 на 17 июля вокруг Романова собралось до 1,5 тыс. человек. Шествие во главе митрополита Кирилла собрало 10 тыс. человек. При этом часть сторонников Сергия из среднеуральского монастыря отправилась на мероприятия епархии в монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме.
«Я тюрьмы не боюсь»: мятежный полковник Квачков обсудил с отцом Сергием духовное возрождение России «Это свидетельствует о том, что большинство почитателей Сергия не поддерживают раскольнические настроения. Люди по-прежнему приезжают к нему для решения каких-то лично бытовых вопросов. Им, по сути, нет дела до всей этой политики — кто с кем поссорился, кто чего не поделил. Список вип-сторонников тоже не внушает доверия: спортсмен, шоумен и генерал с судимостью (имеются в виду хоккеист Павел Дацюк, шоумен Дмитрий Соколов и полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков, — прим. ЕАН)», — пояснил источник, близкий к руководству епархии.
Схожая позиция была высказана на уровне Московского патриархата главой синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.
«Люди, которые к нему (схимонаху Сергию — прим. ЕАН) ходят, включая наших заслуженных артистов и прочее, они вроде бы ведь образованные люди. Но почему они считают, что христианство – это вот это? … Значит, это от невежества происходит, к сожалению», — говорил Легойда (цитата по православному журналу «Фома»).
До настоящего времени схимонаху Сергию, несмотря на неоднократные призывы к мобилизации, так и не удалось собрать достаточное количество сил, которые впечатлили бы епархию. И если в первые месяцы конфликта Романову удавалось порой вызвать к себе симпатии в медиасфере, то теперь время работает на епархию. Но медленно.
Монастырь как поле боя
У избранной епархией тактики есть один изъян — освобождение монастыря может растянуться на месяцы, а то и годы (вплоть до смерти Романова). Схимонах настроен воинственно и покидать обитель по собственной воле не собирается (церковный суд предписал ему удалиться в Иоанно-Богословский монастырь).
Решить проблему в гражданско-правовом поле (то есть через суды) епархия пока не планирует. Во-первых, как уточнил инсайдер, это повлечет еще один скандал. Да и судебные тяжбы за собственность, особенно с участием РПЦ, процесс небыстрый.
Во-вторых, с официальным статусом монастыря сейчас пытается разобраться юридический отдел — перепроверяется версия, которую недавно выдвинул сам схимонах. С его слов, земля, на которой построен монастырь, находится в аренде и епархии не принадлежит. Все здания в обители возводились на частные пожертвования и были оформлены в собственность инвесторов.
«Все документы на здания находятся у частных лиц, которые они оформят на себя как частную собственность. Наш монастырь является народным монастырем и одним из немногих, не закрывшим свои двери для верующих в период домашнего ареста, не нарушив Апостольские правила и догматы церкви», — говорил Сергий Романов.
«И тогда, и сейчас принадлежность храмов и монастырей определялась не тем, что в бумажке, а кто поставлен руководить. Владыке Викентию важен был результат. Когда архиерей приезжал в приходы и монастыри, он смотрел не в бумаги. Он смотрел, какой сад разбит, какие иконы развешаны, каким материалом полы выложены. Ревизию в бумагах проводили при вопиющих случаях. Когда очевидно богатый приход не доплачивал епархиальных налогов. Юридически у нас по-прежнему полное своеволие настоятелей. На их совести», — пояснил источник.
Последствия юридической безнадзорности в епархии отражена в выписке ЕГРЮЛ. Из документов следует, что на бумаге подтверждено существование пяти из восьми монастырей, которые значатся в списке Екатеринбургской епархии. В реальности их гораздо больше. К примеру, в ЕГРЮЛ нет данных о Свято-Троицком Всецарицынском мужском монастыре (село Тарасково). По всей видимости, официально не существует и Кыртомского Крестовоздвиженского монастыря, восстановлением которого также занимался схимонах Сергий. Юридических документов о статусе комплекса также нет. Либо они в частных руках, как в случае со среднеуральским монастырем.
Собственно, с результатом этой политики, по всей видимости, епархия и столкнулась. На данный момент у руководства митрополии нет других аргументов, кроме как ссылаться на каноническую законность власти игуменьи Варвары (Крыгиной). Поссорившись с Сергием, она покинула обитель в середине июня. Проблема в том, что ссылок на церковные законы в гражданском суде не принимают. По словам инсайдеров, следующих шагов от митрополита Кирилла (если это потребуется) следует ожидать не раньше, чем утихнет скандал и о Сергии Романове немного позабудут.