Более 2 тыс. врачей приняли участие в конференции эндокринологов Уральского федерального округа «Актуальные проблемы современной эндокринологии», которая состоялась в Екатеринбурге.
Главным модератором стала главный эндокринолог УрФО профессор Татьяна Киселева. Мероприятие проходило в онлайн-режиме и собрало специалистов не только с Урала, но и из других российских регионов, а также из более чем десятка стран мира: Армении, Азербайджана, Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана, Германии, Турции, Великобритании, США, Греции и Монголии.
Одной из главных тем стало «убийственное» сочетание диабета и COVID-19. Эксперты отметили, что страдающие этим эндокринным заболеванием в пять раз чаще оказываются в «красной зоне» и летальность от коронавируса у них тоже выше. Виной всему изменения обмена веществ, которые сахарный диабет вызывает почти во всех органах и особенно — в сосудах.
Фактором риска является не только сам диабет, но и инсулинорезистентность. Это состояние, при котором ткани перестают адекватно реагировать на действие гормона инсулина. По сути, это ступенька, ведущая к сахарному диабету.
Чтобы такое состояние не развилось, специалисты советуют следить за объемом талии: у женщин он не должен превышать 88 см, у мужчин — 102 см. Другие факторы риска инсулинорезистентности: возраст старше 40 лет, наследственность (сахарный диабет, гипертония, атеросклероз у ближайших родственников), беременность (в это время может развиться так называемый гестационный сахарный диабет) и вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, питание с избытком углеводов и жиров.
Повышенный уровень глюкозы в крови грозит не только тяжелым течением COVID-19. Это состояние провоцирует онкологические заболевания, а еще инфаркты, инсульты, флебиты (застой в венах и воспаление) и даже катаракту.
Как ни парадоксально, но по данным экспертов, один из способов получить на всю жизнь инсулинорезистентность и сахарный диабет — это голодание. Дело в том, что при голодании у человека выделяются гормоны стресса и включается цепочка, которая дает команду «пуск» для того, чтобы повысить в крови уровень глюкозы.
Поэтому обладателям лишнего веса — а в России ожирением страдают более 2 млн человек — советуют худеть постепенно. Ожирение — это результат не только пагубных пищевых привычек, хотя они, как правило, играют первостепенную роль. Это мультифакторное заболевание, которое можно лечить с помощью врача и грамотно подобранной терапии.
Причем ожирение, даже если нет диабета, все равно смертельно опасно. Это, в частности, шанс не выйти живым из «ковидной» больницы. Особенно опасен жир в районе талии и тот, который мы не видим, — висцеральный жир, окружающий внутренние органы. У тех, у кого он в избытке, развивается тот же диабет, а также жировое поражение печени, гипертония и атеросклероз, возникают остановки дыхания во сне, нарушения работы яичников в женщин, остеоартриты и многое другое.
Сегодня у медиков есть препараты, с помощью которых вызывается не анорексия (худеть резко нельзя, сейчас мы подробно расскажем почему), а мягко снижается аппетит, съеденная пища дольше переваривается в желудке, снижается тяга человека к вредной и тяжелой еде.
Резкий сброс веса нарушает гормональный баланс в организме и все виды обмена. Итогом экстремального похудения могут быть камни в желчном пузыре и в почках, подагра, нарушения сердечного ритма, мышечные спазмы, повышенный риск остеопороза (разрушение костей из-за вымывания кальция) и даже прогрессирующий кариес. И все это вместе со слабостью, тошнотой и плохой переносимостью холода.
Между тем даже 3% сброшенного веса благотворно скажутся на состоянии печени. Этот орган очень страдает при ожирении, у нее даже есть отдельная болезнь — неалкогольная жировая болезнь печени: жир накапливается в ее клетках. В итоге возникает высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний. А напротив, низкое содержание жира в печени — это надежный индикатор метаболического здоровья всего организма.
Еще один интересный факт — связь сахарного диабета с состоянием микрофлоры кишечника. Сразу после приема пищи в нем выделяются гормоны, отвечающие в том числе за обмен глюкозы и замедляющие эвакуацию пищи из желудка. Тем самым они сдерживают аппетит. Правильная выработка этих гормонов зависит от соотношения микроорганизмов, живущих в кишечнике у человека, и выделяемой ими масляной кислоты. Если соотношение нарушается, то начинается воспаление, повышается проницаемость кишечника для вредных веществ и нарушается синтез кишечных гормонов. Отсюда — волчий аппетит, все та же инсулинорезистентность, ожирение и даже сахарный диабет. Как говорят эндокринологи, «правильное» заселение кишечника при грудном вскармливании новорожденного убережет его от ожирения в будущем. Но даже если вы уже не новорожденный, то это не значит, что вам помочь невозможно. Грамотное использование пищевых волокон при составлении меню и небольшая помощь врача — и ваши инкретины (именно так называются эти гормоны) придут в норму.
Диабет не единственное эндокринное заболевание. Для людей старшего возраста актуальна проблема остеопороза, то есть повышенной хрупкости костей, которая может быть следствием нарушения гормонального баланса. Специалисты обращают внимание, что в таких случаях нет смысла просто покупать препараты кальция и самостоятельно начинать их прием.
Например, в одном из клинических случаев, о которых говорили на конференции, 65-летней женщине после обычной денситометрии, определения уровня кальция и витамина Д в крови и УЗИ щитовидной железы для того, чтобы точно установить причину остеопороза, потребовалось сделать еще особую компьютерную томографию, во время которой врачи отслеживали накопление контраста в тканях паращитовидной железы. В результате им удалось обнаружить, а потом и удалить гормоноактивную опухоль, которая не давала подняться уровню кальция. Если бы пациентка просто продолжала пить препарат кальция, разрушение ее костей продолжалось бы все равно.