Любые семь дней — это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые, на мой взгляд, нельзя оставить без внимания.
Казаки как иконы стиля
Казаки. Живых и настоящих их видели единицы. Для тех, кто постарше, это что-то из фильмов про большевистское подполье начала прошлого века. Рабочие выходят на демонстрацию, и на них налетает конница с нагайками и шашками. Избитые и раненые, рабочие спасаются по подворотням и уходят проходными дворами. Для современной молодежи казачество — это «овцы в тулупах» из комедии «День выборов», люди, с которыми в небольшом провинциальном городе согласовывается абсолютно все.
Екатеринбург за лето соскучился по политике и скандалам, и появление в центре города казачьих патрулей не могло остаться незамеченным. Благо, говорят, поводы для тревоги они дали: поймали студента и интересовались, не принадлежит ли он к секс-меньшинствам, на эту мысль их натолкнула серьга в ухе и крашеные волосы. Глупее ситуации и придумать невозможно: в центре вполне современного города кто-то вроде общественных дружинников следит за нравственностью горожан. Смеяться некому.
На самом деле смешного мало. Сами по себе казаки малоинтересны и их претензии и роль полиции нравов смешны. Хуже другое. Похоже, что это устраивает власть и силовиков, которые на возникновение новой контролирующей структуры либо не реагируют, либо даже одобряют ее действия, как мэр города Александр Высокинский.
Вторая версия — власти искренне не понимают, почему все вдруг так забегали и завозмущались. Ну казаки, ну проверяют цвет волос, ну интересуются личной жизнью. Вы что, это же игра такая! Ну вот такие они чудаки, приверженцы традиционных ценностей.
Обе версии не очень хорошие. Тайные симпатии к диковатым казакам — это плохо. Жизнь в неведении — тоже не очень-то.
Поэтому, товарищи, будьте готовы отвечать на вопросы дружинников с нагайками. А число их при таком развитии событий может возрасти. Почему на вас, молодой, человек, голубые джинсы? А красные мокасины — это что? Ориентация или вызов? Пройдемте в участок.
И кстати патриотам-консерваторам тоже лучше не расслабляться. Аппетит ко всем проверяющим и контролирующим приходит во время еды, а у нас ведь поскреби любого патриота — обязательно найдется что-нибудь подозрительное. Было бы желание.
Упрямец Сергий и его скучная война
История с монахом Сергием окончательно превратилась в долгоиграющий сериал. Все, кто многозначительно говорил, что ему «вот-вот конец, от него скоро отвернутся влиятельные покровители, все команды уже даны», похоже, не угадали. Сергий и сейчас живее всех живых и, как тот Шариков, честно говорит, что сидел и сидеть будет на своих аршинах, то есть покидать монастырскую недвижимость не собирается.
Сергий уже внесистемен и идет до конца, ломая все аппаратно-политические представления о приличиях, не реагируя ни на какие намеки и сигналы. Ей богу, в нашей пресной политической традиции он мог бы даже казаться симпатичным, если бы не был откровенно безумен.
Второй интересный момент: церковь у нас оказывается совершенно вегетарианская и почти демократическая организация. В журналисткой среде, представители которой по долгу службы вынуждены ходить на каждый церковный суд над бунтарем, шутят: «в старые добрые времена Сергия давно бы сожгли или сослали туда, куда никто телят не гонял». Но нет, процесс продолжается. С Сергием, кажется, сделали уже все, что могли: осудили, заклеймили, запретили, извергли и даже отлучили, но, оказывается, поверх всех этих кар нужна еще виза патриарха. То есть как в любой нормальной бюрократии — решающая виза Москвы.
Как мы уже отметили, на монаха все это никакого впечатления не производит, и даже после финального и страшного отлучения недвижимость свою он не отдаст. А судя по тому, что никаких силовых акций по выселению никто применять не готов, после церковных судов борьба перекочует в суды общей юрисдикции, а скорее всего — в арбитраж. Где при должном упорстве и сноровке, которую демонстрируют монах и его команда, разбираться можно годами.
В общем, вот так интересно у нас продолжается дело Сергия. Начиналось все как-то скандально, с приезда Собчак, какого-то глупого физического контакта и даже вроде бы уголовного дела. А продолжается все скучно и рутинно, в судах и Ютубе. Нет в этой войне больше какой-то первобытности, дичи, бегства к тайным скитам и далеким берегам, ночной погони и ярости. Конечно и слава богу, чай, не в восемнадцатом веке живем, в двадцать первом. И все равно немного жаль красивой картинки.