Руководство Краснотурьинского психоневрологического интерната, жители которого массово заразились новым коронавирусом, прокомментировало обвинения в информационной закрытости. Ответ директора учреждения агентству ЕАН прислало региональное Минсоцполитики.
Напомним, в начале сентября в редакцию обратились родственники одного из подопечных этого учреждения, которым никак не удавалось получить информацию о состоянии члена семьи. При этом в СМИ появилась информация о вспышке COVID-19 в интернате, журналисты писали о 33 заразившихся.
«Персонал интерната всячески поддерживает решение близких общаться со своим родственником. Всегда готовы к открытому общению и ответам на все интересующие вопросы о подопечных их родным», — заверяет Александр Елохин, директор Краснотурьинского ПНИ.
По его словам, за последнее время поступило четыре телефонных звонка от родственников, которым была предоставлена исчерпывающая информация о здоровье их близких.
Александр Елохин уточняет, что в случае ухудшения здоровья «получателя социальных услуг» (то есть жителя интерната) его родственники своевременно информируются по телефону или телеграммой.
Кроме того, в письме значится, что получить сведения о родных можно по телефонам 8 (34384) 3-95-90 и 3-95-94. Отметим, что второй номер на сайте учреждения вообще не указан. Еще предлагается воспользоваться формой обращения на сайте (ссылка на нее в самом низу страницы). Последние полгода этой формой никто не пользовался, но зато 5 сентября на электронную почту Минсоцполитики пришло благодарственное письмо из Германии, автор которого говорит Александру Елохину спасибо за информацию о состоянии брата.
Директор добавляет, что жители интерната могут беспрепятственно пользоваться всеми средствами связи и гаджетами, если такие у них есть. Те, кто их не имеет, может воспользоваться телефоном на посту медсестры или же услышать близкого человека с помощью фельдшера, который курирует лежачих подопечных.
Пока в ЕАН ожидали ответа на запрос, корреспондент агентства сам пытался дозвониться до интерната в Краснотурьинске.
На сайте интерната указаны два телефона: номер приемной и номер, предназначенный для противодействия коррупции. По первому включался факс, по второму тоже не удалось услышать живой голос.
Альтернативные номера нашлись на сайте областного Минсоцполитики в специальном файле с контактами, который размещен не на первой странице и в глаза особо не бросается.
С ЕАН поговорил заместитель директора интерната по общим вопросам Вячеслав Чикин. По его словам, те, кто хочет, до учреждения успешно дозваниваются. Кроме того, он заверил, что директор (по номеру которого постоянно включался факс) круглосуточно находится на территории. То есть проблем с коммуникацией с родственниками, по словам замдиректора, у учреждения нет. Что касается ситуации с коронавирусом, то, по его информации, все заболевшие уже выздоровели. При этом ЕАН получил официальный ответ от Минсоцполитики, где говорится о двух умерших.
Вячеслав Чикин отметил, что вспышки в учреждении не было — все это сочинила желтая пресса. Между тем официальный релиз о 33 заболевших выпустил Роспотребнадзор, а впоследствии Минсоцполитики на основании данных руководства того же интерната уточнило, что в учреждении было 39 случаев COVID-19, включая летальные.
От подробных комментариев замдиректора, впрочем, воздержался, сославшись на занятость.
Отметим, что у специалистов аппарата уполномоченного по правам человека, которые тоже разбираются в этой истории, опыт связи с интернатом оказался более успешным: с первой попытки удалось выйти на руководителя учреждения — Александра Елохина.
Александр Елохин попросил контакты родственников, которые обратились в редакцию. Но те, в свою очередь, боятся, что, обнаружив себя, навлекут санкции на близкого человека, ведь по опыту знают: невозможно проконтролировать, что на самом деле происходит в закрытом учреждении.
Конечно, можно приехать в сам ПНИ. Но проблема в том, что семья живет в Екатеринбурге, добираться в Краснотурьинск приходится в ночь. И при всем при этом нет гарантии, что с ними кто-то нормально поговорит, особенно в условиях коронавирусного карантина, рассказали родные одного из подопечных ЕАН.
Сегодняшний карантин — это лишь удобное прикрытие, считают родственники. Интернат взял курс на закрытие от мира еще задолго до пандемии — около двух лет назад. До этого мать навещала сына раз в месяц, а потом ее попросили не ездить так часто.
«Оправдывались тем, что в интернате то какие-то мероприятия, то карантин по гриппу, а летом и вовсе не надо ездить, поскольку это сезон ротавирусных инфекций. Если раньше тетка гуляла со своим сыном по Краснотурьинску, то потом их перестали выпускать за территорию — опять-таки чтобы "не подцепить инфекцию". Пару раз точно было так, что пожилая женщина ехала ночь, приезжала, а там говорят: карантин. Она разворачивалась и уезжала, даже поговорить не давали», — вспоминает двоюродная сестра подопечного Марина.
Она недоумевает, почему в ленте новостей на сайте интерната размещаются радужные отчеты о выборах и праздничных мероприятиях, на которые родственников почему-то не приглашают. И почему-то на сайте не считают нужным размещать объявления о том же карантине, о вспышке коронавируса.
Кстати, последняя новость там про то самое благодарственное письмо из Германии.
«Если поизучать сайт, то можно увидеть, что, помимо праздничных мероприятий, в интернате проходят выборы, туда приезжают представители местной власти. А родственников, по сути, выдвигают за забор, образно говоря — у нас здесь своя жизнь. Смотришь: все депутаты там прямо горой, чуть ли не облизывают людей с особенностями. Прекрасно! Как-то информировать родственников руки не доходят. Зато провести выборы — доходят руки», — возмущается екатеринбурженка.
Она также призывает обратить внимание на ситуацию с интернатами для инвалидов в Свердловской области известную российскую общественницу Нюту Федермессер.
Напомним, в прошлом году Нюта Федермессер сделала резонансный доклад о «расчеловечивании» психоневрологических интернатах и заявила о необходимости их реформирования. ЕАН обратился к общественнице за комментарием относительно возможности реализации такого проекта и в Свердловской области, и основатель хосписного движения такую возможность не исключила, правда, при условии наличия политической воли у руководства региона и общественной поддержки.
ЕАН будет следить за развитием событий.