В Екатеринбурге началась подготовка к созданию интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая позволит в режиме онлайн отслеживать ситуацию в городе и автоматически влиять на нее. По сути, это будет некая система тотального контроля и управления транспортом.
Сейчас свердловские власти ищут подрядчика, который выполнит научно-исследовательские работы для внедрения таких систем в уральской столице и в Нижнем Тагиле. За работу регион готов заплатить 31 млн рублей.
В конкурсной документации есть эскизный проект ИТС для Екатеринбурга и пояснительная записка к нему, утвержденные региональным Минтрансом.
В числе существующих сегодня проблем, связанных с неэффективным управлением транспортными потоками, указано «отсутствие системы стимулирования использования общественного транспорта при совершении трудовых корреспонденций» (видимо, имеются в виду поездки на работу и по работе). Одним из возможных решений этой проблемы, по мнению авторов проекта, может стать «введение платной парковки в центре города». Отметим, что платная парковка в городе существует с 2014 года, но, как отмечается в документе, деньги за нее вносят только 10% пользователей. Это связано с отсутствием нормативной базы, позволяющей штрафовать неплательщиков.
В качестве еще одного варианта стимулирования использования общественного транспорта указано ограничение использования личных автомобилей.
«Например: по четным числам можно использовать личный автотранспорт с четными номерами, по нечетным — с нечетными», — отмечается в пояснительной записке.
Правда, авторы подчеркивают, что «данное мероприятие требует особой проработки и должно относиться только к трудовым корреспонденциям, реализуемым исключительно на индивидуальном автотранспорте».
Судя по всему, эти вопросы могут быть решены с помощью внедрения данной интеллектуальной транспортной системы.
ИТС будет включать в себя множество модулей, среди которых модули управления общественным транспортом, дорожными работами, модули информирования участников движения, выдачи транспортных разрешений, биллинга платного проезда и сервисов и другие.
В рамках метеомониторинга, например, будет измеряться температура и влажность воздуха, параметры ветра, атмосферное давление, тип и интенсивность осадков, температура на поверхности дороги и в глубине дорожного покрытия, количество отложений на дороге, наличие на ней реагентов и льда, дальность видимости.
Транспортные и пешеходные потоки будут отслеживать с помощью радиолокационных и видеодетекторов, причем в видеодетекторах «возможна реализация распознавания государственных регистрационных знаков ТС».
Система управления умными остановками предусматривает «охранное видеонаблюдение», мониторинг количества пассажиров на остановке, мониторинг времени прихода транспорта. Для пассажиров будет доступна «тревожная кнопка» и система голосовой связи с экстренными службами и организаторами пассажирских перевозок.
Система управления парковками будет контролировать все стоянки — как платные, так и бесплатные. Она должна будет обеспечить сбор денег за платные парковки и штрафов с тех, кто уклоняется от таких взносов.
Общая стоимость реализации ИТС оценивается в 1,25 млрд рублей. Проект рассчитан на пять лет — до 2024 года включительно, причем первые мероприятия (общей стоимостью 250 млн рублей) запланированы на текущий год. Например, уже в 2020 году должно быть направлено 70 млн на создание подсистемы интерактивного взаимодействия с пользователями, столько же — на развитие подсистемы наблюдения и детектирования ДТП и ЧС, 45 млн предусмотрено в этом году на подсистему мониторинга параметров транспортного потока.
Отметим, что ИТС планируется внедрить не только в Свердловской области. Это федеральный подпроект в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги». Летом этого года Росавтодор отобрал 22 пилотных региона, которым в 2020 году выделят более 3,3 млрд рублей. В число таких регионов и попала Свердловская область.
Ранее сообщалось, что на создание интеллектуальной транспортной системы в 2020 году Свердловской области будет предоставлено 330 млн рублей из федерального бюджета. Из них Екатеринбургская городская агломерация получит 250 млн, а Нижний Тагил — 80 млн.
В Нижнем Тагиле предстоит создать большинство подсистем с нуля. Здесь работы начнутся с организации центра обработки данных, внедрения интеграционной платформы и развития подсистемы светофорного управления.