Молодой бизнесмен, создатель агрегатора тортов на заказ «ТортLand» Алексей Марков в колонке для DK.RU рассказал, как и с чего ему удалось начать бизнес, как он привлек крупные инвестиции для своего проекта и в чем секрет успешного бизнеса.
Алексей Марков рассказал, что найти своего первого наставника ему удалось в 16 лет в соцсетях: по поисковому запросу «бизнес Екатеринбург» он отыскал человека, который смог научить его зарабатывать деньги. Сначала это был SMM-бизнес, затем интернет-магазин фермерских товаров. Получив определенные навыки в этих проектах, Алексей Марков пришел к собственной идее — агрегатору тортов. Сейчас его проект представлен в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Штат на все три города один, и в каждом есть курьеры и кондитеры-партнеры.
«Привлекаем заказчиков, используя соцсети: в основном это «ВКонтакте» и Instagram. Хотя недавно открыли еще один инструмент — прозвон под конкретную дату клиентов, уже делавших подобные покупки. Например, в базе значится, что у ребенка через три недели день рождения. Мы прозваниваем, предлагаем заказать торт. Когда клиент соглашается, утверждаем макет, подтверждаем дату доставки, вес торта или количество порционных десертов. Все это оформляем в техзадание и передаем исполнителю», — рассказал он.
Также Алексей Марков говорит, что у него была возможность получить для своего проекта инвестиции Сколково, но ему не понравились условия, поэтому брать деньги он не стал. Для запуска проекта ему были нужны средства в размере 500 тыс. рублей для каждого города. Далеко не все бизнесмены соглашались инвестировать на условиях Алексея, но в итоге ему удалось найти тех, кто вложился в проект.
«Пока шли поиски, успел поучаствовать в венчурном акселераторе «Сколково». Там инвестиции связаны с бизнес-образованием: два месяца ты учишься, после этого участвуешь в конкурсе проектов, в котором нескольким стартапам даются инвестиции. Изначально был список из 1000 человек, отбор прошли 50, в том числе я. Уровень проработки проектов там слабенький. Вроде взрослые люди выступают, а защитить нормально проект не могут. Я к тому времени уже восемь месяцев привлекал инвестиции, знал, что и как отвечать. В итоге оказался в числе финалистов — проект оценили в 3,5 млн руб., 800 тыс. руб. я могу взять сразу. Но за это нужно было отдать 7-10% управляющей компании, и я отказался от сколковских денег», — рассказывает предприниматель.
Также Алексей Марков рассказал, что его бизнесу удалось пережить пандемию, несмотря на то что количество мероприятий, на которые заказывают торты, резко сократилось.
«Когда началась пандемия, я испугался, что денег у народа станет меньше, перестанут заказывать сладости, тем более что массовые праздники запретили. И средний чек действительно упал, но мы вырулили из ситуации. Ввели в продажи тортики: небольшие, с простым повторяемым дизайном. Причем к клиенту такой торт может приехать уже через три часа. В итоге наши доходы не упали», — пояснил он.
Со временем молодой бизнесмен планирует выйти на выручку в размере 100 млн в год. Для этого ему придется охватить другие миллионники, в том числе обе столицы.
«Беда в том, что у нас немногие готовы учиться. Есть у меня знакомая, которая начала заниматься бизнесом. Я предложил ей деньги — 200 тыс. руб., которые можно потратить на бизнес-образование, чтобы потом составить хороший бизнес-план. Но она отказалась, заявив, что занимается нетрадиционным бизнесом. И многие так говорят: мне деньги не нужны. Но если бизнесмену не нужны деньги, значит, он плохо знает свой бизнес. Ведь бизнес предполагает постоянный рост, а расти возможно за счет финансовых ресурсов. Есть финансы — можно купить любые другие ресурсы», — резюмирует Алексей Марков.