В Свердловской области ужесточили антикоронавирусный режим: без маски нельзя находиться в общественном транспорте, магазинах и других публичных закрытых местах. Издание «Профиль» выяснило, насколько законны такие отказы в обслуживании и должен ли отвечать магазин за своих покупателей.
Насколько законны отказы
В условиях пандемии магазины действительно имеют право не обслуживать покупателей без масок. Таково требование Роспотребнадзора, выпущенное в мае текущего года.
«Отказывать в обслуживании из-за отсутствия маски можно. Региональные власти вправе принимать нормативные акты, устанавливающие правила поведения в режиме повышенной готовности. Одним из таких правил является: обязать граждан при посещении объектов розничной торговли использовать средства индивидуальной защиты. Поэтому, если такой нормативно-правовой акт принят, подобное требование должно соблюдаться», — объясняет доктор юридических науки и адвокат Ольга Рогачева из адвокатской конторы «Бородин и партнеры».
При этом важно, действует ли на территории режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
«Если говорить об отказах покупателям в обслуживании в магазинах без маски, то в отсутствие режимов ПГ и ЧМ они представляются незаконными, ущемляющими права граждан, как не основанные на законе», — считает заместитель управляющего партнера, руководитель практики корпоративного и трудового права Alliance Legal CG Елена Терсинцева.
Пока и масочный режим, и режим повышенной готовности сохраняются практически везде. Правда, в некоторых регионах пункт о ношении масок был только рекомендацией. Но в последние недели власти сделали его обязательным.
Можно ли оштрафовать магазин из-за покупателя
Уговаривая посетителей надеть маску, сотрудники магазина обычно пытаются их убедить, что торговую точку оштрафуют за поведение покупателей. Однако взыскания, как правило, связаны с отсутствием средств защиты у продавцов и кассиров.
Магазины не виноваты в том, что покупатель пришел без маски, признают в Минпромторге. Тем не менее риск получить штраф из-за клиента все равно остается.
Во время первой волны COVID-19 министерство разослало письмо руководителям регионов. В документе подробно разъяснялось, что за отсутствие масок у покупателей магазины штрафовать не следует. Но — только при соблюдении нескольких условий.
Организация не может отвечать за поведение клиента, но должна сделать со своей стороны все возможное, следует из письма. На практике это означает: повесить объявление по поводу масок, бесплатно выдать или продать маску, сделать устное замечание и отказать в обслуживании. В случае когда клиент не реагирует на все эти меры, продавцам рекомендуется не вступать в конфликт с нарушителем и вызвать полицию.
При условии выполнения всех рекомендаций штраф компании не грозит. «Если же налицо преступная халатность и бездействие персонала, то накажут юрлиц: от 30 до 50 тыс. рублей для ИП и от 100 до 300 тыс. рублей для организаций. Таких прецедентов много и в больших городах, и в малых населенных пунктах», — указывает замгендиректора аудиторской компании «Юстиком» Юлия Зазуля.
Если сотрудники повели себя максимально ответственно и вмешалась полиция, штраф придется платить уже не магазину, а посетителю. Для физлиц максимальный размер взыскания составляет 30 тыс. рублей.
Другое дело, что мало кто из продавцов или администраторов действительно готов скандалить на кассе и тем более вызывать наряд из-за каждого посетителя без маски. Особенно в малом бизнесе, которому важен каждый клиент. Таким компаниям приходится выбирать между потерянной прибылью и риском нарваться на штраф. И судя по статистике взысканий, магазины часто выбирают второе.