РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 19 октября 2020 в 14:57

Трагедия в жизни сотрудницы банка: ее уволили за работу в вебкаме

© Фото из открытых источников
Простое определение вебкама — интим по веб-камере. Модель — чаще всего это молодая девушка, хотя встречаются мужчины-модели и модели постарше — сидит перед камерой и общается с мемберами (зрителями — прим. ЕАН). За определенную плату девушка выполняет задания от зрителей. Также у мемберов есть возможность оплатить приватный чат и пообщаться с моделью один на один. Молодые девушки становятся моделями, мечтая о легких деньгах и с надеждой, что им не придется делать ничего неприличного. В итоге записи трансляций становятся достоянием интернета, о способе заработка девушки узнают все ее родные. Что бывает после вебкама, читайте в материале ЕАН.
Лера, вебкам-модель
Я из маленького города, в котором население составляет 35 тыс. человек, и выросла без родителей. До совершеннолетия финансово мне помогали бабушка и государство. После 18 я начала искать работу — мне было некомфортно жить в общежитии из-за постоянных стычек с воспитательницами, а еще питания сильно не хватало. Для меня оптимальными были ночные смены, потому что я училась в колледже допоздна, но в нашем городе мало кто предлагал работу студентам, да еще и в вечерние смены. Мне повезло устроиться в бар с удобным графиком официанткой.
Тогда я поняла, что могу наскрести денег на дешевую комнату в коммуналке, и съехала из общежития, работницы которого меня просто выживали оттуда. Только после переезда я осознала, что даже со стабильными сменами зарплата в баре составляет 12 тыс. в месяц, а комната при этом стоит 14 тыс. в месяц. Я легко добирала недостающую сумму чаевыми, но и кушать хочется, и купить лекарства, сменную обувь, канцелярию и так далее. Тогда я серьезно задумалась о вебкаме. Про его существование знала давно, но понимала, что если и идти в это, то нужно осознавать последствия.
Я зарегистрировалась на сайте для трансляций сама, он был в русскоязычной части интернета. Я вела стримы (трансляции — прим. ЕАН) из комнаты в коммуналке. Моего соседа по квартире это не напрягало. На трансляциях я обычно включала музыку и танцевала в юбочке и топе. Особо со зрителями не общалась, потому что русские зрители весьма недоброжелательны, а английский я знаю плохо. Если кто-то из иностранцев донатил (переводил деньги во время трансляций — прим. ЕАН), то я переводила сообщение этого человека из чата, переводила свой ответ через переводчик и отправляла его обратно в чат.
В то время, пока я занималась вебкамом, я продолжала учиться в колледже. Через некоторое время у нас произошел конфликт с одногруппницей, и дошло до того, что нас пришлось разводить по разным академическим группам. Мне предложили взять академический отпуск, я согласилась. Во время академа я познакомилась с парнем, влюбилась в него, вышла замуж и переехала в Москву. Первое время после переезда я работала в стриптиз-клубе, чтобы оплатить квартиру. Потом встал вопрос, кем я хочу быть. Я поняла, что хочу стримить игры на Твиче (Twitch — видеостриминговый сервис, на котором люди транслируют прохождения игр, общаются со зрителями. Также платформа используется для трансляции киберспортивных турниров), а вебкамом заниматься не хочу.
Спустя некоторое время я без проблем устроилась в банк в техподдержку. Коллектив был мужской, они прошерстили мои социальные сети и нашли автоскриншоты моих трансляций. Не я делала скриншоты.
Если работать в русском вебкаме, то на разных сайтах создается куча аккаунтов под твоим именем, которые собирают скриншоты автоматически примерно каждую минуту. Чтобы это удалить, нужно раскрыть свои данные: сфоткаться с паспортом, например. Мне кажется, что потом с помощью этой фотографии можно взломать твои соцсети. Поэтому я решила не удалять автоскриншоты.
Первое время было тяжело. Мне было мерзко от этих людей. Я таких называю крысами, мне непонятно, зачем они копаются в моем прошлом и что хотят от меня. Ну да, есть, что дальше? Коллеги находили разные мои инстаграмы, скринили (делали скриншоты фотографий — прим. ЕАН) и отправляли в рабочие чаты, подписались на мой старый канал на YouTube и притворялись простыми зрителями во время трансляций на Твиче, задавая каверзные вопросы типа «как дела на работе?». Все обсуждали меня за моей спиной, а пара человек даже не здоровались за руку и избегали меня.
Через три месяца руководитель их осадил. Некоторые меня недолюбливали, но ничего сказать в лицо не могли. Потом руководителя перевели в другой отдел, а мне предложили повышение. Я согласилась, потому что не хотела уходить в другую компанию и терять людей, с которыми было приятно работать. К этому времени часть коллег, которые меня донимали, уже не работали в компании. Однако официальное повышение произошло через полгода, все это время я выполняла функции руководителя на ставке специалиста. Меня решились повысить только тогда, когда я принесла предложение о работе из другой компании. Это совпало с переформированием структуры подразделений и назначением некоторых новых руководителей. Наверное, тогда на меня и скинули информацию.
Со стороны службы безопасности было несколько причин для увольнения: регистрация на сомнительных сайтах секс-знакомств, приватные танцы в банке и стримы в рабочее время. На самом деле сомнительными сайтами были ресурсы с автоскриншотами трансляций, в банке я не танцевала, а стримы на Твиче я вела в обед и перерыв, если удавалось освободиться раньше. Я пыталась донести свою позицию до руководства, но меня никто не хотел слушать. Мне начали угрожать, что проведут проверку и уволят по статье. Я не стала рисковать и написала заявление об увольнении по собственному желанию. Меня уволили тем же днем, без положенной по закону отработки в течении двух недель, что очень странно. Многих вообще не увольняют, тем более одним днем. Я даже не заполняла обходной лист, и у меня некорректно были подписаны документы о переводе на должность руководителя. По идее, все нужно было переподписать, но, наверное, это сделали за меня.
Сейчас я ищу новую работу, в свободное время стримлю на Твиче. Я сменила номер телефона, почистила все свои социальные сети и закрыла свободный доступ к ним. Во время поиска работы оцениваю будущего работодателя. Если мне придет хорошее предложение по работе, то я расскажу о своем опыте в вебкаме. Но если работа будет временной, то не вижу смысла раскрывать все карты.

Людмила Иванчина, карьерный консультант

Девушке, которая оказалась в подобной ситуации, в первую очередь при поиске работы я бы советовала максимально замести следы в интернете и не претендовать на работу в крупных федеральных компаниях или в государственном секторе. Служба безопасности в таких компаниях работает очень хорошо. Прежде чем сделать предложение о найме кандидату, претендентов проверяют очень тщательно.
Также бы предложила при поиске работы сфокусироваться на бизнесе, которым руководят миллениалы (Миллениалы, или поколение Y, — поколение людей, родившихся с 1981-го по 1996 год, характеризуется глубокой вовлеченностью в цифровые технологии — прим. ЕАН). Это поколение людей менее консервативно во взглядах, умеет разделять работу и личную жизнь. Для них не так важно, чем их сотрудник занимается в свободное от работы время. Так как это поколение выросло в Сети, живет в ней 24/7 и очень восприимчиво к новому, то они могут с большим пониманием отнестись к нестандартным хобби и развлечениям сотрудника.
С другой стороны, работодатель всегда оценивает свои риски распространения инсайдерской информации. С его точки зрения может казаться, что, если сотрудник ведет слишком активную жизнь в социальной сети или проводит стримы, во время которых общается со зрителями, риск утечки информации сильно возрастает. Такой сотрудник считается менее предсказуемым и более бесконтрольным. И тогда работодатель постарается избавится от такого сотрудника.
Наилучшее решение для девушки — это найти такого работодателя, чтобы ее увлечения оказались для него необходимыми профессиональными компетенциями.
В целом я считаю, что подобные ситуации будут происходить все чаще и чаще. Потому что на месте людей, принимающих решение о найме на работу, стоят люди с патриархальной ментальностью. Тогда как приходящее им на смену поколение несет в себе прямо противоположные ценности. И последние очень часто просто не понимают: "А что не так-то?". Поэтому, чтобы быть успешным, надо качать свои soft skills и уметь ставить себя на место руководителя и смотреть на ситуацию с точки зрения его ценностей.
Soft skills, или гибкие навыки — умения, которые не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьерного роста. К гибким навыкам относятся коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, стрессоустойчивость и умение работать с информацией.

Платон Маматов, эксперт по репутационным рискам

Сотрудник любой компании должен соответствовать декларируемым ценностям компании и цели, ради которой компания работает. Мне кажется, что бывшая вебкам-модель не очень хорошо будет смотреться в качестве няни или воспитателя в детском саду. Я не вижу никакой репутационной проблемы в том, что девушка работает в техподдержке, для этого не требуются высокие моральные качества. На мой взгляд, она молодец, потому что нашла нормальную работу. Другой вопрос, стоит ли проговаривать свое прошлое при приеме на работу, здесь сложная дилемма: если проговоришь, то, может быть, с легкостью получишь работу, но в то же время — если не поставить в известность компанию о своем прошлом при найме, то твои тайны могут потом узнать, и в итоге тебя уволят.
Возможно, в данной ситуации кто-то из недоброжелателей способствовал увольнению, либо в компании перестраховались от возможных репутационных рисков. Но и девушке при найме стоило рассказать о своем опыте.
При этом сложно сказать, как будет развиваться ситуация, если работник расскажет о своем сомнительном опыте на собеседовании. Это зависит от работодателя и от того, насколько он консервативный. Например, в прогрессивном банке руководство не очень будет обращать внимание на подобный опыт. А в государственных или полугосударственных структурах такой опыт может оказаться критичным. Я знаю, что на госслужбу даже не берут людей с татуировками.
Если говорить о том, что девушка вела стримы, то, возможно, компания опасалась, что во время трансляций она могла выдать какую-нибудь конфиденциальную информацию. Но любая публичная компания должна иметь прописанную политику поведения сотрудников в социальных сетях.
При приеме на работу вам должны давать документ, посвященный внутренней политике или поведению сотрудников в компании, в том числе в социальных сетях. В этом документе должны быть прописаны правила и запреты.

Глава интернет-провайдера «Инсис» Артем Черанев

В нашей компании то, чем занимается специалист во внерабочее время, считается его личным делом. Мне абсолютно плевать на бэкграунд человека, только если у него нет криминального прошлого. Самое главное — то, как он работает и отрабатывает ли свои показатели. И при приеме на работу я не думаю, что у специалиста в анамнезе и чем он занимается в свое свободное время. Мне кажется, что неправильно подходить к людям с точки оценки их морального облика.
Также при приеме на работу в "Инсис" никто бы не стал смотреть социальные сети работника. Ради бога, выкладывайте в свои социальные сети фотографии в купальниках, в подгузниках, в чем угодно.
Крупные корпорации могут поставить себе задачу следить за моральным обликом своих сотрудников, но мы все понимаем, что даже если сотрудники не выкладывают в свои социальные сети спорные фотографии, то они могут обмениваться ими в приватной переписке.
Если бы ко мне в компанию пришла сотрудница, у которой, допустим, был бы опыт работы в вебкаме, то на собеседовании ей не нужно рассказывать о своем опыте. Если она хороший специалист, то остальное становится неважным. И также если вдруг ее прошлый опыт неожиданно «выплывет», то всем будет абсолютно все равно. Что было, то было. У меня отношение, что человек должен быть результативным. Как хочешь свои стринги выставляй в социальных сетях, но все решается на рабочем месте.
Анна Гринь
almaceramica