Любые семь дней — это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были две темы, которые, на мой взгляд, нельзя оставить без внимания.
100 лет УрФУ. УрГУ? УПИ?
Сто лет УрФУ — праздник никому не понятный и логичным образом быстро превратившийся в вечер воспоминаний в духе «Ты помнишь, как все начиналось?».
— «Почему 100? Он же вот недавно, лет 10 как появился?»
— «Просто цифра красивая. Ну и УрГУ же 100, грех было не использовать».
В Facebook ненависть и презрение к новой аббревиатуре — хороший тон, сказать, что УрФУ — это норм, — настоящий зашквар. При этом прямой вины нынешнего руководства и его pr-служб в этом может и не быть, просто изначально найти менее подходящих друг другу партнеров, чем УрГУ и УПИ, было сложно. Но свахой выступила Москва, поэтому результат был предсказуем: неравный, вынужденный брак, в котором на публике супруги вымученно делают вид, что у них все хорошо, но, оставшись тет-а-тет, немедленно расходятся по разным комнатам.
У меня, как и у всех, от универа остались самые лучшие воспоминания. Я учился на истфаке, отделение «История КПСС». Поступили мы в 1989 году, и на первой же установочной встрече нам сразу сказали: «Преподавателей с нашего направления выходит немного. Основное — партийно-комсомольская работа или служба в КГБ».
Нам все это очень понравилось, тем более что базовая стипендия у нас была на 15 рублей больше, чем у «чистых историков» и «архивистов». Надеюсь, не совру, кажется, соотношение было 55 к 40 рублям, называлось это «прибавкой от обкома». Нас за это недолюбливали, но нам было все равно, мы с первого курса ощущали себя немного элитой.
К сожалению, уже к концу второго курса КПСС не стало, осталась лишь ее история. Тут над нами уже с полным правом победителей нормально поиздевались, и финальную запись в дипломе я уже дословно не вспомню.
Ответственно учиться лично мне после слома строя расхотелось, и мы с товарищами занялись какой-то совершенно дикой с точки зрения сегодняшнего дня фарцовкой, по три раза летали то в Москву, то в Питер, то зачем-то в Среднюю Азию. Но поскольку мы были достаточно умными ребятами и могли готовиться к экзаменам в поездах, самолетах и на вокзалах, получить красный диплом это в итоге многим — и мне в том числе — не помешало.
Но на этом роман с универом и высшей школой был закончен. Думать в 1994 году о карьере в науке было совершенно невозможно, так как постоянно хотелось больше питаться. Сейчас же, спустя много лет, понимаешь, как мудры были преподаватели именно кафедры «История КПСС». Большинства из них уже нет в живых, нет КПСС, ВЛКСМ и КГБ, но пророчество сбылось: многие из нас на партийно-политической работе, государственной и муниципальной службе, ну и в… ну вы поняли.
Вечная вам память, дорогие учителя.
Спортивный край державы
Урал — спортивный край державы. По крайней мере, Свердловская область точно. Иначе как объяснить обилие именно спортивной тематики, когда речь заходит о наших отношениях с Москвой.
Когда-то давно — бабушки-дедушки и родители помнят — у нас был великий хоккей с мячом. Потом его не стало, и остались футбол и хоккей с шайбой. В которых мы сильны ну очень редко. Да, еще, конечно же, великая «Уралочка», но женский волейбол — это какой-то недоспорт, его смотрят единицы. Все воспоминания к тому, что ну не спортивный мы регион, не наше это все. Нам бы какую-то общественно-политическую активность или какой-нибудь шагающий экскаватор, вот тогда бы мы всем показали!
Но мы так всех задолбали с желанием провести «Экспо», что в итоге в наказание москвичи нам подарили (или продали) Универсиаду. Не очень понятное спортивное действо, с которым нам жить и мучиться в ближайшие годы.
Видимо, чтобы нас приободрить, нам пообещали форум «Россия — спортивная держава», на который традиционно приезжает Путин. Опять, заметьте, спорт. Правда, уже через несколько месяцев выяснилось, что не видать нам очередного спортивного счастья, форум забрала Казань. Причем смешно так выяснилось: региональный министр свердловского спорта случайно проговорился об этом ТАСС и удивился, когда выяснилось, что никто не в курсе.
А чтобы мы совсем не расстроились, федералы пообещали нам другой форум, вы будете смеяться — опять спортивный. Кажется, он называется «Спорт Аккорд». Говорят, он стоил нам 800 млн рублей и его обычно посещает Путин. Очень похожая замануха, да.
В общем, как и когда это случилось, доподлинно неизвестно, но стали мы в чьем-то представлении вместо опорного спортивным краем державы. Скорее всего, где-то в Москве есть подразделение высоколобых, которые придумывают разным регионам стратегии и имиджи. Ты будешь всероссийской кузницей, ты — житницей, ты — здравницей. А ты, Свердловской область, спортивницей.
Прямо скажем, не самое хорошее позиционирование. Еще бы денег на все это Москва давала, но, похоже, этого будет по минимуму.