Пресловутая вторая волна коронавируса заметно сказалась на психическом здоровье уральцев. Психиатр, руководитель клиники «Елизар-мед» Дмитрий Детков в колонке для ЕАН рассказал о том, как изменилась общая картина заболеваний, кто рад пандемии, а кто ищет помощи у психиатров и почему все чаще "депрессуют" женщины.
«Во время первой волны пандемии коронавируса на уровне моего профессионального впечатления людей беспокоили предневротические и невротические синдромы: тревога, страхи, подавленность перед неопределенностью ситуации, раздражение, страх за здоровье близких, страх из-за угрозы потери работы, страх перед неразрешимостью проблемы, необходимостью менять планы, корректировать их.
Во время второй волны стало больше пациентов с депрессией, отчаянием, неврозами из-за смертей близких, скончавшихся от ковида, пневмонии, тромбоэмболии. Так как подобная смерть была скоропостижной, никто не ожидал такого развития событий. Доказано, что катастрофа тем менее разрушительна, чем более она ожидаема.
Также нужно отметить, что во время госпитализации многие пациенты бросили курить. К сожалению, никотиновая зависимость у нас в регионе очень распространена. И люди, находясь в больничных палатах, впервые задумались о здоровье своих легких: что этот орган нужно беречь, нельзя относиться к нему легкомысленно.
Встречаются люди, которые всегда ответственно относились к своему здоровью. Они носили маски, использовали средства защиты, но заражались коронавирусом от членов своей семьи. И это достаточно сильно их озадачивало. Но эти пациенты в силу своего ответственного отношения ко всему быстрее реагировали на симптомы, выполняли все указания медиков, и в итоге исход заболевания был лучше.
Также я заметил, что мужчины стали чаще жаловаться на агрессию со стороны жен. Существует миф, что в быту агрессию чаще проявляют мужчины, но сейчас это явление стало больше свойственно женщинам: в мужей или стены стала чаще лететь посуда.
В этот период появилась когорта пациентов, у которых из-за пандемии настроение даже улучшилось. Это люди 65+ и люди, которые получали зарплату во время карантина, но на работу не ходили. Все они остались довольны появлением массы свободного времени, которое можно посвятить любимому хобби, посмотреть фильмы, почитать книги, поехать на дачу, сходить на рыбалку.
Вторая волна пандемии совпала с сезонным обострением психических заболеваний. Невротические состояния, связанные с коронавирусом, накладывались на депрессию, и раздражительность объединилась со свойственной депрессии медлительностью, связанной с неудовлетворенностью.
В целом этой осенью психоэмоциональное напряжение у людей нарастало. Силы для борьбы с моральными вызовами снижались, особенно на фоне длительного сидения за компьютерными играми, в социальных сетях, а психотические состояния обострялись. У некоторых дошло даже до бреда и галлюцинаций: были обвинения в слежке в адрес родственников, в установке видеокамер, подстраивании неприятных ситуаций. В период карантина у людей, склонных к злоупотреблению алкоголя, вредные привычки усугубились на фоне неудовлетворенностью жизнью.
Еще одна пострадавшая категория — предприниматели, которые после тяжелой весны ожидали улучшения ситуации, но так его и не получили. Если раньше бизнесмены за помощью психиатра особо не обращались, то сейчас эти обращения пошли чаще, потому что у людей заканчиваются силы. Пациенты жалуются на бессонницу, долги, аренду, снижение прибыли. Все это находит отражение в их психическом состоянии, в навязчивых мыслях. Им хочется куда-то уйти, сбежать, спрятаться.
В целом, говоря о людях со здоровой психикой, можно сказать, что в период второй волны коронавируса наблюдается общее успокоение: обнаружена опасность, что с ней делать — уже понятно, защита обеспечена, меры безопасности известны. Люди адаптировались к ситуации и ведут себя достаточно грамотно. Все начинают понимать, что мир изменился, пока легкого будущего никто не обозначает, но стрессоустойчивость позволяет сосуществовать с этой новой опасностью и чувствовать себя достаточно удовлетворенным».