Администрация Екатеринбурга прощается с городским управлением здравоохранения. На будущей неделе этому будет посвящено целое торжественное собрание, очевидно — для раздачи наград и благодарностей сотрудникам, многие из которых рискуют оказаться на улице.
«Забрать медицину» у администрации города в областное подчинение мечтал каждый новый министр здравоохранения, но предыдущие руководители города свою медицинскую независимость ухитрялись отстоять. Мэр Александр Высокинский с ней расстался легко и непринужденно.
Выиграют ли власть Екатеринбурга и его жители от ликвидации системы городского здравоохранения — в материале ЕАН.
Административная составляющая
Администрация города, ликвидировав горздрав и передав городские больницы области, лишается оперативной информации о здоровье жителей города и состоянии больниц.
С одной стороны — это даже плюс, так как одна из самых проблемных сфер уходит из повестки дня мэрии. С другой — теперь у мэрии больше не будет и рычага влияния на медиков-бюджетников при проведении избирательных кампаний и других мероприятий, на которые необходим данный ресурс.
Сами городские чиновники, их близкие и просто полезные им люди из разных сфер тоже, увы, болеют, для них проводится вакцинация, городские больницы организуют работу медиков в оздоровительных лагерях и так далее. Часть этих вопросов теперь перейдет на уровень личных контактов, которые муниципальным чиновникам придется налаживать с сотрудниками Минздрава области.
Уйдет медицинская повестка с ее накалом и из повестки городской думы, к чему депутаты привыкнут не скоро и время от времени будут находить повод для приглашения на заседания областного министра или его заместителя, курирующего работу больниц Екатеринбурга.
Впрочем, как уже показал опыт, высокопоставленные чиновники муниципалов игнорируют. Например, министр Андрей Карлов, которого депутаты приглашали «познакомиться», прислал вместо себя в думу даже не зама, а лишь советника.
Финансовая составляющая
Городские больницы получали дополнительное финансирование из бюджета города по муниципальным программам, которые, собственно, и были когда-то придуманы для того, чтобы это дополнительное финансирование получить. Деньги эти не сказать чтобы очень большие — около 1 млрд рублей в год, но теперь медицина их — на фоне не самой лучшей экономической ситуации — имеет все шансы лишиться.
Город за счет бюджета покупал часть вакцин, машины для скорой помощи, оплачивал капремонты, покупал небольшую часть нового оборудования. В экстренных случаях город выделял и еще финансирование плюсом. Теперь таких возможностей не будет. Поэтому если где-то в больнице протечет крыша или сломается жизненно-важный аппарат — та же трубка у компьютерного томографа, — то все это будет решаться через областные структуры.
Помощь больницам со стороны администрации районов: с одной стороны, теперь еще больше обесценится «портфель» заместителей глав районов по социальным вопросам и соответствующего вице-мэра, Екатерины Сибирцевой.
С другой стороны, те городские больницы, которые имели хорошие отношения с районной администрацией, привыкли, что район им, например, организовывал уборку снега зимой, чистил подъездные пути, решал посильные для района и сложные для больниц социально-бытовые вопросы. Теперь это остается также на личном уровне, захотят — помогут, не захотят — никто «сверху» уже не укажет.
Организация медицинской помощи
«Сейчас, скорее всего, будет пересмотрена вся схема муниципальной маршрутизации больных. Десятилетиями больницы Екатеринбурга работали прежде всего на жителей города. Была, конечно, и областная госпитализация — детей в 9-ю детскую больницу и инфекционку 40-й, взрослых — в 24-ю, 40-ю, в 23-ю больницу. Кроме инфекции, касалось это в основном травматологии и нейрохирургии. Теперь же очевидно, что часть отделений в бывших муниципальных больницах будет отдана под нужды области», — сетует один из бывших руководителей екатеринбургского горздрава.
Не исключено, что это может коснуться и службы скорой помощи. То количество бригад, которое есть на городской скорой, справлялось с федеральными нормативами только потому, что они не выезжали в пригороды Екатеринбурга. Но после создания единой областной диспетчерской и объединения всей системы, скорее всего, вызовы в ближайшие населенные пункты области «скоровикам» выполнять все-таки придется.
По скорой помощи есть еще один момент — это работа бюро госпитализации, которая годами регулировалась горздравом практически «в ручном режиме». О том, что с этой системой летом возникали определенные проблемы, мы уже писали. Кто теперь будет отслеживать свободные койки по больницам и отдавать соответствующие распоряжения на городскую неотложку, остается неясным.
По борьбе с инфекциями
Каким-то непонятным образом и, по-видимому, не без профессионального героизма главного эпидемиолога города Александра Харитонова горздрав боролся с разного рода инфекционными вспышками, встречал самолеты и поезда с заболевшими инфекциями туристами, распределял их по больницам и лечил. Нередко чиновники горздрава и представители городской медицины помогали министерству здравоохранения решить аналогичные проблемы, и когда дело касалось инфекционных вспышек в области.
Кто по окончанию пандемии ковида организует эту работу, какое место займет в областной иерархии Центр лабораторной диагностики (именуемый в народе центром Бейкина) – от этого зависит инфекционная безопасность всего региона в будущем.
Как будет достигнуто равновесие и кому придется подвинуться
На сегодняшний день уровень больниц Екатеринбурга выше уровня «средних» областных больниц (если не брать в расчет «флагманы» областного здравоохранения ОКБ № 1 и ОДКБ № 1).
Поэтому, как нам рассказал наш источник в областном министерстве здравоохранения, может быть использована уже отработанная ранее схема, когда за бывшей муниципальной больницей Екатеринбурга будет закреплен один из районов области. И екатеринбургской больнице придется хотя бы на время поделиться с «дотационной» территорией своими специалистами.
Такое решение уже обсуждалось летом в стенах областного Минздрава, и у представителей городского здравоохранения оно тогда не вызвало большого восторга. Ведь ситуация с кадрами даже в областном центре на фоне пандемии ковида ухудшилась на порядок, количество жалоб и недовольство пациентов растет.
Резюме
При обсуждении проблем, связанных с ликвидацией горздрава с бывшими и действующими чиновниками от здравоохранения, мы не раз слышали мнение, что в сегодняшней ситуации и в сегодняшнем виде от собственно Управления здравоохранения уже мало что зависит. И будет оно существовать или нет — не так уж и важно.
Раньше, когда противостояние города и области касалось и медицины, это была действующая сила, которая сохраняла и особый статус горздрава Екатеринбурга, и поддерживала автономность городских больниц от области. Насколько этим больницам после происходящей реорганизации удастся сохранить свой профиль, сейчас зависит от руководства региона.
А в области, как мы знаем, сейчас и без больниц Екатеринбурга проблем хватает.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42.