Неделю назад священники Екатеринбургской епархии начали посещать пациентов с COVID-19 в «красных зонах» больниц. Некоторые представители общественности критически относились к таким перемещениям, по их мнению, так священнослужители «растаскивают заразу».
О том, как в ковидном костюме приходится представляться, о гостинцах и закрытых для священников медучреждениях — в интервью ЕАН с Евгением Попиченко, руководителем и духовным наставником Православной службы милосердия при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии.
— Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, про практику духовной поддержки тяжелобольных пациентов?
— Есть такая народная мудрость «Как тревога, так до Бога». Обычно в нашем круговороте жизни Бог часто оказывается за скобками, и мы вспоминаем о Нем тогда, когда действительно плохо, тяжело, когда человек оказывается в болезни или в больнице. Одно из основных служений церкви, кроме совершения литургии, — это быть рядом с теми людьми, которым плохо, тяжело, трудно, которые болеют.
Всегда, когда христианин оказывался в больнице, особенно перед операцией или в тяжелом состоянии, он мог пригласить священника для совершения таинств исповеди, причастия, в которых человек реально получает поддержку Бога. На постоянной основе священники посещали больницы для встречи не только с пациентами, но и для поддержки врачей, которым очень важно доброе слово, вдохновение и осмысление с духовной точки зрения их служения.
Когда случилась эпидемия, во многих учреждениях объявили карантин, и оказалось невозможно священнику выполнять его пастырский долг, поскольку ограничили его доступ в эти учреждения.
Руководитель синодального отдела по церковной благотворительности епископ Пантелеимон сам в первую очередь идет в эти места, где необходимо особое присутствие священника, и призывает священников, несущих служение милосердия, быть с теми людьми, которым в первую степень нужна такая поддержка.
— Как пациент "ковидария" может пригласить священника?
— У каждого человека есть конституционное право пригласить священника даже при условии нахождении в инфекционном отделении и при условии нахождения в реанимации.
Порядок такой: если человек оказался в больнице, и ему необходимо присутствие священника, то он обращается к заведующему отделения, и священник приходит к тяжелобольному или человеку, находящемуся на грани жизни и смерти. Всегда прекрасно, когда руководители медицинских учреждений понимают эту необходимость и входят в это положение.
Но сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда находятся причины не допустить священников к тяжелобольным людям. Хотя и врачи, и медсестры, и обслуживающий персонал — они входят в "красную зону", они проводят там рабочий день, потом возвращаются к своим домашним обязанностям и живут в таком режиме.
— Кто из священников заходит в "красную зону"? По какому принципу их выбирали?
— У нас сформировалась группа священников, которые готовы и по физическому самочувствию, и по решимости идти к пациентам, находящимся в "красной зоне". Есть такой опыт: священники заходили в "красную зону", выполняя все требования, надевая средства индивидуальной защиты и поддерживая тяжелобольных людей.
— Как реагируют пациенты?
— В одной больнице мы вместе с сестрой милосердия, которая является в том числе и сотрудником больницы, просто навещали пациентов, заходя в палаты. Конечно, для них было непривычно видеть священника в этом одеянии, приходилось каждый раз представляться, что я священник, пришли к вам вас навестить, принесли для вас витамины, угощали их конфетами, вместе молились, говорили слова поддержки и ободрения. Мне кажется, это очень важно для человека в этом состоянии услышать о том, что необходимо собраться, что все будет хорошо, что болезнь — она преодолима. Самое главное — напомнить, что есть у нас такой огромный ресурс — личное обращение человека к Богу с молитвой.
— А как к таким визитам относится медперсонал?
— У нас не в каждой больнице руководство принимает священников, объясняя это, на мой взгляд, не вполне объективными причинами. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый человек, которому нужна помощь, поддержка и который оказался в больнице, "красной зоне", имел бы надежду, что священник укрепит, помолится и даст особое духовное лекарство для скорейшего выздоровления.
Мы поддерживаем наших подопечных, пациентов разными способами.
Например, в одной больнице продолжает работать чат, в котором люди общаются друг с другом и поддерживают. Мы с добровольцами неоднократно снимали видеоролики, в которых ободряли и докторов, и наших подопечных. Всегда есть возможность поговорить по телефону.
— Сестры милосердия бывают в больницах?
— До наступления карантина Православная служба милосердия в Екатеринбурге сотрудничала с 15 медицинскими и социальными учреждениями, в которых регулярно присутствовали сестры милосердия, добровольцы, поддерживая подопечных и помогая медицинскому и социальному персоналу. Сейчас такое служение приостановлено, но священники готовы приходить, и запрета для этого не должно быть, потому что есть опыт в разных регионах, где руководство министерства здравоохранения идет навстречу и понимает необходимость участия и помощи церкви для скорейшего выздоровления пациентов.