Рост госдолга Свердловской области, превысившего отметку в 100 млрд рублей и составившего на 1 января 114 млрд, объясним и не несет угроз экономике и исполнению властями своих социальных обязательств.
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов обращает внимание на тот факт, что высокие показатели госдолга вовсе не означают, что регион не сможет самостоятельно расплатиться, если его бюджет тоже велик. При этом в Свердловской области, в отличие от других регионов, мала задолженность городов и районов.
«Важна и структура задолженности. В Свердловской области все большую роль занимают ценные бумаги, а доля коммерческих кредитов снижается. В течение финансового года область привлекала краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Поэтому структуру госдолга в целом можно считать сбалансированной», – полагает эксперт.
Бюджетный долг в сложный период — это способ не сокращать уровень финансирования областных программ, напоминает директор института Финансов и права УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин.
«Все социальные расходы 2021 года, а это 200 млрд рублей, полностью покрыты собственными доходами. Ни бюджетный дефицит, ни долговые обязательства не повлияют на уровень финансирования социальных обязательств перед жителями», – уверен профессор.
Одной из причин формирования долга в этом году являются последствия короновирусной пандемии, которые привели к ощутимым потерям бюджета от проблем в реальном секторе экономики, напоминает Марамыгин.
«Выправления ситуации с доходами бюджета стоит ждать не ранее III квартала, поэтому заимствования помогут без затруднений поддержать развитие нашей области», – уточнил специалист.
«Таким образом, вопрос с долгом области хоть и не приятный, но не является «катастрофически тяжелым». Он вполне реалистичен и для обслуживания, и для погашения. К тому же часть расходов, которые пока что несет Свердловская область по подготовке к Универсиаде 2023 года, с 2022 года будет погашаться, в том числе, за счет средств федерального бюджета», – заключил Максим Марамыгин.