Вытрезвители, которые в будущем появятся в регионе по указу президента, обсудили ведущие наркологи региона, а также их коллеги из Челябинска. На данный момент нет четкого понимания, сколько их будет в Екатеринбурге и Свердловской области и сколько будет стоить ночь в таком заведении – указ должен прийти в субъект, и правила непонятны. В ходе конференции в пресс-центре Интерфакс специалисты рассказали о том, каким могут быть вытрезвители. Некоторые заявления прозвучали достаточно категорично. Впрочем, необходимость учреждений, которые бы взяли на себя груз ответственности за нетрезвых граждан, никто не оспаривал:
«Мы давно слышим просьбы и пожелания от сотрудников УМВД о том, что им необходима помощь в работе с лицами, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. В прошлом году случилось, на мой взгляд, хорошее событие, и мы все начали обсуждать, как это будет выглядеть», – рассказал главный нарколог министерства здравоохранения Свердловской области Олег Забродин.
Главный нарколог УрФО Антон Поддубный подтвердил, что в округе проблема нетрезвых людей, которые могут замерзнуть или оказаться в опасности актуальна, однако койки медицинских учреждений не нужно перегружать людьми, которые находятся в легком или среднем опьянении. Поддубный привел в пример два центра для временного содержания нетрезвых граждан в Челябинской и Тюменской областях.
Челябинский «Центр временного содержания людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения» работает с января 2017 года и принимает около 30 человек в день. Стоимость пребывания на одного человека в сутки составляет 1990 рублей, однако деньги платит не «клиент», средства выделяются из городского бюджета. Данный центр работает не только, как вытрезвитель: в учреждении трудятся психолог и соцработник, который может проконсультировать, например, лиц БОМЖ о социальных программах. Некоторые посетители центра временного содержания отправляются в частные клиники на реабилитацию. Директор челябинского «Центра временного пребывания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения» Александр Рубцов, присутствующий на конференции, обратил внимание на негативные моменты, с которыми сталкивались ранее существовавшие во всей России вытрезвители:
«Человек, употреблявший дешевый алкоголь, не может порой оплатить сумму за ночь пребывания. Например, в рамках от полутора до двух тысяч. Человек первую часть зарплаты будет тратить на выпивку, а вторую – на проведение в данном центре. Хотелось бы, чтобы не было таких инцидентов, как в девяностых-начале двухтысячных годов, когда вытрезвители были в системе внутренних дел. Сотрудники милиции забирали граждан с увеселительных заведений, кафе и ресторанов, в данный центр. Доставляли граждан с достатком от среднего и выше среднего. А граждане, которые не могли оплатить услуги, оказались за периметром. В зимний период они оставались на улицах и получали обморожения».
Однако главный нарколог Свердловской области не видит проблемы в разделении контингента вытрезвителя на богатых и нищих:
«Не думаю, что основной контингент вытрезвителей - это БОМЖ. Для таких лиц существуют специальные учреждения, которые мы ласково называем «ночлежками», они находятся в управлении министерства социальной политики. Их доставляют, например, с похолоданием. Вытрезвитель – это своего рода профилактическая, я оптимистически отношусь к этому направлению. Лица, которые будут доставляться, думаю, будут иметь возможность переночевать по цене, допустим, среднестатистического гостиничного номера. Это своего рода профилактическая мера. Если для человека, побывавшего в таком учреждении, цена покажется дороговатой, он должен будет соответствующим образом себя вести», – рассказал Забродин.
По мнению нарколога, для эффективности вытрезвителей нужно ужесточить закон:
«В Кодексе административных нарушений есть статьи, касающиеся водителей транспортных средств. Водителей лишают права управлением транспортным средством, если после освидетельствования установлено, что они находились в состоянии алкогольного опьянения. Такое постановление мы бы хотели видеть, чтобы обеспечить порядок. На данный момент лицо в нетрезвом состоянии мы не можем поместить в любое учреждение без его согласия мы не можем. Этот вопрос нужно инициативно поднимать, вносить изменение в КоАП и четко его прописывать. Иначе без него мы будем спрашивать: «А не хотите ли вы, чтобы мы оказали услуги, а вы за них потом еще и заплатите?». Закон должен быть понятен, конкретен и суров», «В Кодексе административных нарушений есть статьи, касающиеся водителей транспортных средств. Водителей лишают права управлением транспортным средством, если после освидетельствования установлено, что они находились в состоянии алкогольного опьянения. Такое постановление мы бы хотели видеть, чтобы обеспечить порядок. На данный момент лицо в нетрезвом состоянии мы не можем поместить в любое учреждение без его согласия мы не можем. Этот вопрос нужно инициативно поднимать, вносить изменение в КоАП, и четко его прописывать. Иначе без него мы будем спрашивать: «А не хотите ли вы, чтобы мы оказали услуги, а вы за них потом еще и заплатите?». Закон должен быть понятен, конкретен и суров», – сообщил Олег Забродин. сообщил Олег Забродин.
Александра Аксенова