В Свердловской области стартует проект «Импульс» благотворительного фонда «Арифметика добра» для детей-сирот. Его цель – обучить наставников для воспитанников детских домов. Поддержка ментора может помочь сироте подготовиться к самостоятельной жизни за пределами учреждения. Так считает Татьяна Андросенко, представительница благотворительной организации «Семья детям» и региональный куратор проекта «Импульс».
ЕАН поговорил с Татьяной о том, какая помощь нужна выпускникам детских домов для освоения взрослой жизни и почему даже решение базовых бытовых вопросов становится для них испытанием.
Региональный куратор проекта «Импульс» Татьяна Андросенко
Когда и зачем стартовал проект «Импульс» в Свердловской области?
Фонд «Арифметика добра» еще с 2016 года ведет программу наставничества для детей-сирот. Они обучают кандидатов, которые хотят общаться с детьми, готовят подростков для сотрудничества, а затем формируют и сопровождают получившиеся пары. В последние годы фонд стал получать заявки от людей, которые хотят помогать сиротам, из регионов. Поэтому в 2020 году руководитель программы наставничества фонда «Арифметика добра» Анастасия Сорокина подготовила проект «Импульс». Он выиграл президентский грант и стартовал в пилотном режиме в июне 2020 года.
Как вы оцениваете готовность жителей нашего региона становиться наставниками и помогать детям?
К нам регулярно поступают звонки от волонтеров. В основном помощь предлагают люди среднего возраста – зрелые и состоявшиеся.
Кто может стать наставником?
Мы принимаем кандидатов старше 25 лет, чтобы разница в наставнической паре была не менее 10 лет. У человека должна быть стабильная работа, которая его удовлетворяет или которую он, в идеале, любит. У будущего кандидата может быть интересное хобби, которым он может поделиться с ребенком. Важно, чтобы человек умел отслеживать свои чувства, мог сдержаться, где нужно, ведь реакции ребенка могут быть непредсказуемыми.
Как проходит обучение?
Онлайн-обучение состоит из трех блоков. Первый посвящен знакомству с основными понятиями наставничества, особенностям поведения детей-сирот, возрастным особенностям подростков. Он подойдет для всех, кто хочет определиться с подходящей для себя формой помощи. Второй блок более глубоко погружает в поведенческую психологию детей-сирот.
На освоение первых двух блоков дается 4 недели. Участники осваивают материал самостоятельно в комфортном для себя темпе. Среди материалов текстовые уроки, видеофильмы, опросники по темам и тесты.
Третий блок – практический тренинг, где будут проигрываться знакомство наставника с ребенком, сложные ситуации, чтобы будущие менторы на практике могли почувствовать себя на месте наставника или ребенка и лучше оценить свои ресурсы.
Сейчас мы завершаем обучение первой группы кандидатов из шести человек. В начале февраля мы планируем провести для них очное обучение. Это инициативные отзывчивые люди, которые ответственно подходят к волонтерской деятельности.
Детям тоже объясняют, кто такой наставник, чего от него ожидать и как с ним взаимодействовать.
Какими качествами следует обладать наставнику?
Умением слушать и слышать, ответственностью за свои слова и действия. Важно соблюдать договоренности, чтобы подросток из детского дома, стоящий на пороге самостоятельной жизни, чувствовал защищенность. Не следует давать прямые оценки действиям – необходимо четко выстраивать границы и понимать, что у другого есть право на ошибку. Не стоит позволять себе чувство жалости, поскольку оно не может быть ведущим мотивом в работе наставника. Нужны люди, которые могут заинтересовать ребенка разнообразием жизни, поддержать в достижении целей, а также помочь их сформировать. Каждому нужен друг.
Какие есть особенности в общении взрослого и ребенка в паре?
Наставник – это старший друг, значимый взрослый, которому ребенок может доверять. Участие, внимание и заинтересованность со стороны наставника пробуждает веру в людей. Роль старшего друга в жизни каждого воспитанника детского дома особенная. Ведь дети знают, что этот человек проводит время только с ним и совершенно бескорыстно, а их дружба настоящая, потому что основана на взаимном интересе. Часто для ребёнка это становится открытием, он с удивлением воспринимает тот факт, что может быть интересен кому-то просто так.
Кто и зачем сопровождает пары подросток-ментор?
У многих возникают опасения, что пару создадут и бросят, но это не так. У пары могут быть разные ситуации, когда наставник, например, не знает, как отреагировать. Сопровождение важно потому, что позволяет ментору обратиться к куратору наставнической пары за помощью. Если и он тоже не может помочь, то наставник может получить консультацию психолога.
Одна из целей пары – выстроить план дальнейшего будущего ребенка. Здесь куратор может помочь разобраться, как паре следует действовать.
Что происходит, если между людьми не возникла химия и кто-то хочет сменить партнера?
У ребёнка могут быть свои представления о будущем наставнике, о его профессии и возрасте. Бывают случаи, когда на первой встрече ребенок понимает, что его ожидания не оправдались, хотя расположить и заинтересовать ребенка достаточно легко. Но, если «химия» не возникла, то куратор пары начинает работать над завершением отношений в положительном ключе. Связь наставника и ребенка выстраивается на взаимном интересе, поэтому подбор пар – это мудрость взрослого и везение одновременно. Расставание пары возможно на любом этапе общения – этого не стоит бояться, ведь мы всего лишь люди.
Сколько времени занимает реализация программы наставничества?
Сложно назвать какие-то четкие сроки. У нас будут формироваться пары, которые должны сосуществовать минимум год. Сейчас для участия в программе заявлено три детских учреждения. Это социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в Первоуральске и центр социальной помощи семье и детям в Полевском. Надеюсь, что положительные результаты многих замотивируют присоединиться к проекту. Я верю, что наша инициатива будет развиваться.
Что, на ваш взгляд, самое сложное в подготовке ребенка к самостоятельной жизни?
Чаще всего дети покидают учреждение, не достигнув совершеннолетия. После окончания девятого класса большинство воспитанников детских домов поступают в училища и техникумы, живут в студенческих общежитиях, где и начинают с нуля осваивать элементарные бытовые навыки.
Выпускники детских учреждений – это особая группа: они питались в столовой, им выделяли деньги на карманные расходы, они жили по строгому расписанию. После выпуска проблемой становятся элементарные функции: поход в магазин и приготовление еды. В возрасте 15-ти лет молодые люди впервые задумываются о том, как и куда эффективнее потратить деньги. Зачастую они не умеют ни планировать, ни прогнозировать свои траты. Здесь очень важна поддержка значимого взрослого - наставника, который поможет подростку адаптироваться в жизни.
Можете рассказать об успешных историях общения наставника с их подопечными?
Одна из сотрудниц НКО «Семья детям» – выпускница детского учреждения. После окончания университета она стала работать у нас. Почему так случилось? Потому что тем самым значимым взрослым в ее жизни стала воспитатель, которая была небезразлична к ее проблемам, всегда могла выслушать и направить. Также есть пример успешного наставничества в Первоуральском детском доме, с которым уже работает фонд «Арифметика добра». Наставник мальчика живет в Москве и помог подростку определиться с образовательным маршрутом. Сейчас молодой человек осваивает медицинскую профессию в Архангельске. Сформировавшаяся пара активно общается, проводит вместе каникулы и ставит перед собой новые цели. Пример такой дружбы мотивировал других детей найти себе наставника.
Может ли наставничество перейти в опекунство?
Не следует наставничество путать с опекунством. Наставничество – это поддержка ребенка с партнерских позиций, однако ничего не препятствует тому, чтобы оно переросло в приемное родительство. Так часто случается.
Мы с региональными партнерами будем работать в Ростовской, Воронежской, Волгоградской, Кировской областях, Республике Коми, Красноярском и Пермском крае.
Что нужно сделать, если я хочу стать наставником?
Обязательное условие - пройти обучение в онлайн-школе, взвесить свои возможности и ресурсы, собрать необходимый пакет документов – справки об отсутствии судимости и отсутствии постановки на учет в психоневрологическом диспансере, а также быть готовым к знакомству с подростком. Записаться на обучение можно, заполнив анкету.