Мораторий на банкротства в 2020 году помог не всем: во многом малый и средний бизнес бесплатно прокредитовал крупные фирмы, а теперь сам оказался в ловушке. Почему это произошло, и как будут развиваться события, DK.ru рассказал Алексей Головченко, управляющий партнер «Юридической компании «ЭНСО».
«Сама идея введения моратория, безусловно, несла в себе рациональное зерно, так как дала многим компаниям возможность восстановить финансово-экономическое положение от мощного удара, нанесенного локдауном. Но, на мой взгляд, практика применения моратория пошла немного не по тому пути: хотели сделать как лучше, а получилось как всегда. Почему? Потому что мораторий на банкротства был введен для системообразующих компаний, а также для бизнеса из пострадавших отраслей. Но вообще-то пострадали все.
Полагаю, мораторий в большей степени помог огромному пласту компаний из сегмента крупного бизнеса. Когда системообразующие фирмы поняли, что получили этот статус, они автоматически кинули всех своих кредиторов. Малый бизнес в итоге прокредитовал крупный и, как всегда, оказался в числе проигравших. Причем последние ничего не могли сделать, им просто не платили деньги. Получается, что за возможность финансового оздоровления одних компаний фактически заплатили другие компании, которые не только не могли инициировать банкротство, но также были лишены возможности начислять неустойку за просрочку исполнения обязательства.
Тот факт, что кредиторы были практически полностью лишены возможности получить свои деньги, поставил их в очень жесткие условия, многие из них остались без оборотных средств более, чем на полгода, в результате чего возник мощный кассовый разрыв», – объясняет эксперт.
Сейчас же, по его мнению, сформировался идеальный шторм для банкротств.
«В 2020 году количество банкротств снизилось на 30% по отношению к 2019 году. По данным статистики, мораторием воспользовались порядка 200 тыс. компаний, и далеко не всем удалось восстановить свое финансовое положение за период его действия. В ближайшее время мы будем наблюдать действие «отложенного спроса» на банкротства. Мы прогнозируем старт массовых банкротств к концу 2021 года, но самый пик, вероятно, придется на 2022. Думаю, что к 2023 году мы увидим новый экономический ландшафт, где малого и среднего бизнеса будет очень мало», - заключил Головченко.