РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 15 марта 2021 в 11:20
Автор ЕАНовостиЕАНовости

«Наше отличие от США и Канады – в неготовности к общественным компромиссам»: почему в Екатеринбурге продолжаются снежные войны

© Алексей Колчин для ЕАН, Facebook
Холода на Урале – это нормально, снег с нами навсегда, а перебои с уборкой и вывозом зимних осадков – неприятная, но естественная история, считает руководитель Национальной ассоциации содержания дорог Анна Климентова. Эксперт следит за общественными дискуссиями по «зимним» темам не только в Екатеринбурге, но и в Норвегии, Швеции, Канаде и других странах и знает, что поможет нам победить накаты, колеи и наледь. И это – не реагенты.
Анна Климентова
- Январь-февраль этого года – черная полоса для мэрии Екатеринбурга. Снегопады, непривычные морозы, проблемы с уборкой и вывозом, критика в СМИ и соцсетях. Через это проходит каждый глава города. Что бы вы посоветовали новому мэру – Алексею Орлову?
- Я бы и ему, и всем горожанам посоветовала быть терпимее и относиться к ситуации на дорогах и друг к другу с пониманием. Зима к вам пришла такая, какой она по идее и должна быть в Екатеринбурге. Снег и температура ниже 20 градусов по Цельсию – это не диковинка. Просто последние несколько лет городу везло, и зимы были неадекватно мягкие.
Снег и его уборка – это не только ваша проблема, это проблема любого города, где он выпадает. И да, что бы ни делали дорожные службы – всегда будут те, кто ими недоволен.
- Давайте по фактам. Факт №1. Как только на дороге появляется снег или лед – это во-первых, увеличение числа ДТП, во вторых – это пробки. Как только появляются снег-накат-колея – скорость падает на 10-15 километров в час. Пропускная способность улиц резко сокращается и город перестает двигаться. Это доказано мировым опытом и опытом Екатеринбурга – тоже.
Факт №2. Екатеринбург входит в топ-5 самых автомобилизированных городов России. На каждого третьего жителя у вас приходится один автомобиль. Думаю, в городе их около полумиллиона, и каждый год эта цифра растет на 6—10%.
Факт №3. Увы, больше дорог у нас не становится. Да, их строят, но за ростом автомобилизации этот процесс явно не поспевает.
Отсюда простой вывод: хотите передвигаться по городу с таким количеством автомобилей – зимой придется чистить дороги до асфальта. В противном случае – аварии и транспортный коллапс.
Факт №4 Проезжая часть без снега и наката – это, в первую очередь, требование безопасности, и ГИБДД в этой теме тот страж, который требует соблюдать официально зафиксированный национальный стандарт, а в нем закреплено на государственном уровне: и зимой, и летом дороги должны быть чистыми.
- Чтобы было красиво?
- Чтобы число ДТП сократить, а в идеале, свести к нолю к 2024 году, в этом мы ориентируемся на другие «зимние страны», например, на Норвегию. Достичь этой цели можно, если у нас круглый год будут ровные, чистые дороги. Нацпроект «Безопасные качественные дороги» на самом деле для этого и реализуется.
С другой стороны – требование «зимой – до асфальта» – это не наши выдумки, это признанный стандарт, нормальная международная практика. Просто мы к этому пришли позже остальных.
- Требования убирать до асфальта высокоинтенсивные дороги спустя 2 часа после снегопада – не фантазии, а нормальная международная практика. У нас в России, кстати, на это дается до 6 часов.
Так что требование вполне реально можно выполнить. Как это делают? Закупают нужное количество техники, посыпают дороги реагентами до снегопада, потом сметают талый снег. Данные методики за рубежом применяются с 1940 года. Почему у них это реальность, а у нас «фантазии»?
Да. Называется здравый смысл и взаимное уважение. Есть законы физики, которые никто не отменял, но которые некоторые комментаторы в соцсетях активно игнорируют, а власти ведутся на эти провокации. Первое, если снег выпал – сам по себе он никуда не денется, если его не убрать. Чтобы убрать снег, нужно вывести колонну техники, которая будет ехать со скоростью не более 30 км/ч. Выведи колону утром или вечером – будут недовольные, так как это застопорит движение. Поэтому технику выводят как правило ночью, чтоб никому не мешать.
Второе, чтобы снег не превратился в накат и его можно было убрать, дорогу обрабатывают заранее реагентами. Везде. Во всем мире. Но только у нас по этому поводу активная дискуссия с обострениями в предвыборный период. Некоторые власти под напором активистов вмешиваются в технологический процесс, требуют от дорожных служб не сыпать, или сыпать меньше. На улицах начинают образовываться колея, гололед, растет аварийность. И те же самые люди, которые требовали «запретить и не посыпать», тут же критикуют за неубранные скользкие дороги.
Но здесь чудес не бывает. Вы хотите отмыть жирную посуду – вы используете моющее средство. Хотите чистую одежду – применяете стиральный порошок. Нужны безопасные дороги зимой – техника, реагенты, вывоз снега.
Наше отличие от США, Канады и скандинавов не в технологиях уборки и материалах, а в неготовности к компромиссам и взаимному уважению.
Еще один важный момент – разделение ответственности. Тротуары и дворы в других странах – головная боль жильцов и бизнеса. Дороги – за муниципалитетом, дворы и тротуары – за вами. Не убрали за 2-3 часа – вас штрафуют.
Кто-то организовывает дежурство квартир, кто-то нанимает трактор. В итоге, раз люди сами убирают, они понимают, как это тяжело. У нас же часто позиция «я никому ничем не обязан, пусть чистят мне двор, но я даже машину свою не сдвину».
- То есть дать профессионалам делать свою работу и не мешать?
- Да. И дать профессионалам средства и технику, чтобы делать свою работу хорошо. Иногда смотрю, в каком-то городе поднялся шум – не вывозят снег. Начинаем разбираться. Оказывается, в договоре данную строку не заложили, средств на это нет. Денег не дали, а вывозить требуют. Кроме того, скорость уборки города зависит от количества техники у подрядчика. По нашим наблюдениям, в большинстве муниципалитетов техники вдвое меньше, чем нужно по нормативам. Городу нужно 100 машин, а есть 50. На ходу вообще 20. И о какой оперативности может идти речь?
Почему в Екатеринбурге образовались колеи? Как я понимаю, когда стояла комфортная температура, город по каким-то причинам не успел вывезти весь снег с проезжей части, скорее всего – из-за нехватки техники. Ее катастрофически не хватает во всех городах, это не дает убрать улицы в отведенные для этого часы. Остатки снега колеса утрамбовали в накат.
Убрать его щетками и отвалами уже невозможно. Нужно подтопить реагентами. Но если температуры ниже минус 20 градусов, мало какие соли нормально растворяются и работают, это физика. При таких температурах ее нужно обработать комбинированным материалом: смесью солей и щебня. И ждать потепления, когда можно будет с помощью антигололедных средств разбить накат и смести.
- Значит только реагенты?
- И техника. Обрабатывать город материалами с нормальной дозировкой и прометать. Если колеи все же появились – добавьте щебня. Когда температура пойдет вверх – снова реагент и все убрать. Только так.
Что касается пескосоляной смеси. Многие забывают, что в ней 10-20% реагента – хлорида натрия. При нормах в 350 гр/м2 – это 35-70 граммов соли. Сейчас, насколько мне известно, в Екатеринбурге используют реагенты пермского производителя УЗПМ с меньшим содержанием хлорида натрия, а расход в среднем 40 гр/м2. Таким образом, при переходе на современные материалы, нагрузка на окружающую среду становится меньше. При этому с улиц уходит грязный песок и пыль.
К сожалению, эта тема недостаточно освещается в СМИ, и люди нередко живут какими-то мифическими представлениями об «опасной химии».
- Недавно снегом капитально засыпало Нью-Йорк и свердловчане, посмотрев фото, активно обсуждали, как с такими бедами борются в других странах.
- Нью-Йорк находится на широте Сочи и для них такие истории все-таки скорее экстрим, чем будни, как для нас.
Там другой подход: начался снегопад – и дороги закрываются. Все сидят по домам, все закрыто. Либо пешком. Исключение – пожарные и «скорые».
Екатеринбург реально полностью закрыть на сутки для уборки?
- Вряд ли, будет слишком много крика…
Вот именно.
- Как убирают, скажем, в Канаде?
- Монреаль, например, очень снежный город. Как и в Екатеринбурге, там активно используют реагенты и гранитную крошку. Их особенность – мощные, «залповые» снегопады. В этом случае пока не успели убрать снег, на дорогах смесь реагентов и щебня. Потом весь снег свозят в каньон, и он все лето тает.
- Нет. Вообще, чтобы ее собрать нужен парк дорогостоящих пылесосов. И не маленьких аккуратных машинок со щетками, это такая огромная труба с кабинкой на колесах. Очень затратная тема.
Промывать ее от остатков автомобильной резины и топлива – это затраты, примерно 10 кубометров воды с едким раствором на кубометр крошки. Плюс экология: куда потом девать грязную воду? Крошку либо выбрасывают, либо закатывают в асфальт при строительстве новых дорог.
- В Норвегии есть какие-то свои особенности?
- Нет, все та же ставка реагенты. За сезон – 325 тыс. тонн на всю страну. Экологи допускают до 8 кг реагентов в сезон на один квадратный метр. У вас, в Екатеринбурге, кстати, в разы меньше. Это я намекаю на то, что даже при всей общеизвестной скандинавской «экологичности» они «бионордами» очень активно пользуются.
Снег в Осло, к примеру, плавят морской водой. В одном из фьордов стоит баржа, туда все собранное свозится со всего города. С глубины залива поднимается вода, чуть более теплая, чем на поверхности, снег топится, фильтруется от мусора и все это скидывается обратно во фьорд.
И никто не беспокоится, реагенты состоят из солей, которые уже в море, это нормально и естественно.
- Кроме «закупите много новой уборочной техники» и «не бойтесь реагентов», что еще можно посоветовать нашим властям и коммунальным службам?
- На самом деле главное – это другое, более качественное метеопрогнозирование. В проблемных в плане осадков странах датчики «снимают» состояние дорог, а прогноз погоды формируется в границах от 10 суток до 2 часов. Датчики состояния дороги выдают свои рекомендации: «тут надо подсыпать реагента, а тут не надо». И сколько именно подсыпать, и в какое время в зависимости от прогноза погоды.
Водитель – просто водитель. Автомат, получив вводные, все делает сам. К этому и мы должны идти. Заранее знать, заранее понимать, когда пойдет снег, насколько сильным он будет, что, куда и сколько сыпать. Вот в этом направлении нам надо совершенствоваться.
Последний момент – снегоплавление. Это к нам придет?
- Это тема новая, а все новое у нас идет со скрипом. Если мы всю жизнь складывали снег на полигонах, даже продвинутым мэрам и депутатам сложно объяснить, что надо потратить от 30 до 130 млн рублей на снегоплавильные пункты и начать жить иначе. Что это выгоднее и это окупится, это лучше и быстрее.
Как правило, на снегоплавление переходят там, где уже нет земли для складирования снега поблизости, и вывоз становится откровенно «золотым». Тогда мэрии начинают думать о смене концепции.
- В Москве с ней тоже все очень плохо, ведь город старый. Но они сливают снег не в ливневку, а в городскую канализацию. Вашей мэрии просто надо провести обследование города. Может быть, применять для плавления горячую воду с ТЭЦ? Нужно искать варианты развития.
В любом городе всегда есть дармовое тепло, просто найдите его. Если город хочет – он найдет возможность, как это сделать. В перспективе это выгодно и финансово, и в плане скорости решения ваших сегодняшних снежных проблем.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica