Одна из ключевых тем 2021 года для российских властей — борьба с инфляцией и растущими ценами на продукты. Кандидат экономических наук, доцент кафедры внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Константин Юрченко в колонке DK.ru объяснил, почему предпринимаемые меры являются борьбой с ветряными мельницами.
«Избрана мегацель для экономических свершений: ускорившаяся инфляция. Несмотря на тщетность борьбы с этой ветряной мельницей, это очень удобный с информационной точки зрения «враг». В лицо он хорошо известен многим поколениям россиян, заставшим гиперинфляционную первую половину 90-х. Да и тем, кто не сталкивался с 25-кратным ростом цен в 1992 г., абсолютно ясно, что может с ними сделать не в меру распоясавшаяся инфляция при стагнирующих седьмой год доходах.
Опять же, виновных в растущих ценах всегда можно найти в изобилии: потенциально ими будут назначены любые производители и продавцы. Государство же может примерить изрядно запылившиеся доспехи Дон Кихота и самоотверженно броситься на инфляционную ветряную мельницу. Толку от того будет около нуля, но хоть народ потешится (то ли от самого перфоманса, то ли от созерцания неловко грохнувшегося борца)», – говорит Юрченко.
Эксперт указывает, что противостоять инфляции успешные страны предпочитают иначе.
«Что же в этом случае делать и как упростить жизнь населению и бизнесу? Прежде всего, решить ту проблему, которая постепенно решалась в первое пореформенное десятилетие: разрубить гордиев узел, связывающий власти с крупными корпорациями. Их привилегированное положение и отсутствие реальной конкуренции между ними позволяет им постоянно повышать цены на энергоносители и тарифы на электроэнергию.
Ведь именно отсюда происходит российский бензиновый парадокс: бензин дорожает всегда — при росте мировых цен на нефть и при их снижении (чего на вполне конкурентных зарубежных розничных рынках нет). А это запускает классический механизм инфляции издержек, с которым бороться бесполезно, если ему потакать», – считает Юрченко.
Также он утверждает, что сегодня не надо бороться с ценами – нужно стимулировать рост доходов.
«Это делается через ослабление налогового давления, через разворот части средств ФНБ в сторону экономики, через отмену неналоговых поборов (капремонт, мусор, Платон и т.д.).
Инфляция в 2000-2013 гг. была существенно выше сегодняшней, но никого не смущала, поскольку экономика генерировала превышающие ее темпы роста доходов.
Неприятно то, что ничего уникально нового в нынешней инфляции нет, как нет ничего нового и в том, как повести себя правильно в этой ситуации. Но даже свой собственный страховой опыт показательно игнорируется в угоду не совсем понятно чему», – заключает экономист.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42