В Екатеринбурге прошел молитвенный завтрак. Пожалуй, единственное крупное межконфессиональное мероприятие, из тех, которые организовываются в городе. Впрочем, назвать его сугубо религиозным (несмотря на состав участников) достаточно сложно. Скорее, это попытка сообщества верующих войти в гражданское общество, найти общий язык с ним и друг с другом. Подробности – в репортаже религиозного обозревателя ЕАН.
Мотивирующее мероприятие
Широкой общественности о молитвенном завтраке в Екатеринбурге стало известно с подачи митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения (Кульберга). В конце марта он рассказал, что ему пришло приглашение от церкви «Адвентистов седьмого дня». В итоге архиерей его отклонил, сославшись на занятость.
Организаторами молитвенного завтрака выступают протестантские общины (и подавляющее количество участников — пасторы евангельских церквей). Однако для самих организаторов это не сугубо протестантское движение — оно открыто для всех конфессий. Также на него, как правило, приглашают общественников и представителей органов власти. Поэтому состав участников из года в год меняется.
Сама идея молитвенного завтрака «пришла» в регионы из Москвы. В столице его проводят уже более 20 лет. Затем мероприятия начали проводить в других городах.
«Прежде всего — это мероприятие побуждает всех участников, лидеров религиозно общественных организаций быть неравнодушными к проблемам общества. Поднимаются вопросы духовно-нравственного плана: воспитание молодежи, семейные ценности, нравственные ценности. И это побуждает всех участников в этом направлении что-то делать. Это мотивирующее мероприятие, чтобы органы власти и представители конфессий объединили усилия в служении людям. Вот этого нам, как мне кажется, не хватает», — пояснил ЕАН генеральный секретарь «Российской ассоциации защиты религиозной свободы», член Общественной палаты РФ, член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Олег Гончаров.
«Муниципалитеты боятся брать ответственность»
В то же время Гончаров отмечает, что в регионах между органами власти и религиозными течениями нет такого тесного взаимодействия, как в Москве. Тот же совет при президенте РФ является только консультационным органом и давать каких-либо указаний не может. При этом на уровне общения с муниципальными властями у приходов и общин возникают проблемы.
«У нас в основном все проблемы религиозных объединений именно на уровне муниципалитетов — выделение земли, разрешение на митинги, шествия и так далее. Но муниципальная власть отделена от государственной по Конституции, и муниципальные служащие боятся этой сферы, потому что здесь установлена ответственность за конфессиональные отношения. Они боятся этой ответственности и стараются держаться от нее подальше. Это плохо и, возможно, нужно эту ситуацию менять на межконфессиональном уровне и на уровне правоприменительной практики», — считает член Общественной палаты РФ.
Гончаров добавил, что одна из причин отсутствия взаимодействия — дефицит специалистов по вопросам религиозных объединений. В каких-то регионах их недостаточно, а где-то и вовсе нет.
«На уровне совета при президенте есть департамент по вопросам религиозных объединений. И там работают специалисты. Поэтому на этом уровне у нас грамотные и хорошие взаимоотношения. В регионах специалистов или мало, или их нет, и чиновники не знают, кто есть кто», — отметил Олег Гончаров.
Как проходит молитвенный завтрак?
В Екатеринбурге молитвенный завтрак проводился шестой раз (мог быть в седьмой, но в 2020 году помешала пандемия коронавирусной инфекции). В качестве площадки было выбрано здание объединенной Методистской церкви на улице Шаумяна.
По словам пастора церкви христиан «Адвентистов седьмого дня» в Екатеринбурге Евгения Екимова, он разослал приглашения всем лидерам религиозных конфессий, представленных в Екатеринбурге и представителям органов власти. Пришли не все, но состав получился представительный. Особенно с учетом межконфессиональных реалий в городе. В отличие от Москвы, религиозные организации не так охотно сотрудничают друг с другом (разве что на неофициальном уровне).
В итоге к 10 утра 7 апреля в зале Методистской церкви собралось порядка 50 человек. В основном пасторы протестантских церквей. В качестве официального гостя на молитвенный завтрак пришел полномочный представитель муфтия Равиля Гайнутдина в Уральском федеральном округе Артур Мухутдинов.
«Сегодня я присутствую по приглашению, чтобы поучаствовать, пообщаться. Мы, религиозные деятели, часто говорим о межрелигиозном диалоге. Все это начинается с такого общения, чтобы узнавать друг друга. Мы все друг для друга соседи. А в соответствии с исламом, соседи — это наши близкие, о которых мы должны заботиться», — объяснил свое присутствие Артур Мухутдинов.
Откликнулся на приглашение председатель Свято-Елизаветинского малого православного братства Олег Глаголев. Но он уточнил, что пришел на молитвенный завтрак «к друзьям». Пришел также прихожанин местного римско-католического прихода, тоже как частное лицо.
Примечательно, что впервые в молитвенном завтраке принял участие представитель муниципальных органов власти — глава администрации Октябрьского района уральской столицы Игорь Костенко. До этого мэрия Екатеринбурга на все подобные инициативы отвечала только молчанием. Однако было не ясно, пришел ли Костенко по своей инициативе или все же выполнял роль легата горадминистрации. Впрочем, глава района пообещал посещать молитвенный завтрак в следующие годы.
Слева направо: Евгений Екимов, Игорь Костенко, Олег Гончаров
О чем говорят за завтраком?
В Екатеринбурге молитвенный завтрак проходил по тому же принципу, что и в Москве. К приходу гостей в богослужебном зале церкви накрыли с десяток столов. Перед началом была прочитана молитва (затем молитва была прочитана в середине мероприятия и в конце все помолились «Отче наш»). Далее часть гостей выступила с приветственным словом.
Затем время было отведено для докладов, поскольку каждый молитвенный завтрак посвящен определенной теме. На предыдущем, к примеру, обсуждались семейные ценности. В этом году вполне ожидаемо была заявлена тема пандемии коронавирусной инфекции.
Протестантские пасторы в своих выступлениях пытались осознать положительные моменты последствий эпидемии для общества в целом. В частности, один из них заметил, что после перевода школьников на дистант дети стали охотнее участвовать в спортивных мероприятиях, поскольку они не знали, чем себя занять. Другие спикеры отметили, что люди стали отзывчивее к проблемам друг друга, и это сказалось на социальном служении общин.
Впрочем, во время обсуждений отметили и минусы. Например, Артур Мухутдинов указал на то, что последствия закрытия мечетей во время пика пандемии верующие восприняли болезненно.
«Мы понимали, что наша паства осталась наедине с собой. И у нас выпал самый пик на Рамадан — месяц священного поста. И впервые за всю историю ислама в России люди проводили молитву в это время в домах. Поэтому такая сложность и такой кризис. Мужчины как главы семей, самые активные представители социального общества, очень большие сложности испытали. Согласно нашей традиции, это пастырь в семье, и он должен сохранять веру. Поэтому отчасти им сложнее пришлось. Были проблемы и с разводами, когда этот кризис сказался на семейных отношениях, но существенной тенденции не было», — отметил полномочный представитель муфтия в УрФО.
«Как служить, когда нельзя выходить, нельзя встречаться? У человека (беженца, — прим. ЕАН) нет интернета, когда ему требуется помощь, и тут выручает солидарность, за что я люблю наш город», — отметила Людмила Лукашева.
В целом же, если провести общий срез молитвенного завтрака, то в большей степени это напоминало встречу активистов социальных проектов и правозащитников, нежели религиозных деятелей. Хотя моментами и протестанты, и православные, и представитель ислама пытались объяснить религиозный смысл пандемии.
Как отметил старший пастор церкви «Новая жизнь» Виктор Судаков, в Средние века именно чума ослабила позиции Римско-католической церкви. И последствия пандемии коронавируса для сообщества верующих еще предстоит переосмыслить.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42