Новый фильм «Последняя "Милая Болгария"» екатеринбургскому режиссеру Алексею Федорченко в конце апреля принес приз «Серебряный Георгий» Московского международного кинофестиваля - за лучшую режиссуру. Вчера Алексей встретился с екатеринбуржцами в библиотеке Белинского для того, чтобы обсудить любимые книги (у Федорченко есть специальная рубрика в соцсетях про редкие и забавные издания).
Воспользовавшись случаем, режиссер побывал у реставраторов. С ними он долго обсуждал, как правильно хранить книги, и смотрел, как они выглядят после реставрации. А вот в отделе редких изданий Алексей Федорченко искал то, что ляжет в основу его нового фильма.
ЕАН поговорил с режиссером о том, как встретили «Милую Болгарию» в Москве, о судьбе Свердловской киностудии и, конечно, о книгах.
Деньгами на "Болгарию" помог губернатор
- С победой на московском кинофестивале вас уже поздравили власти?
- Министр культуры Светлана Учайкина поздравила, мы встречались на мероприятии. А губернатор Евгений Куйвашев вообще помог закончить работу над фильмом. Совершенно неожиданно: повстречались, и я ему рассказал, что у нас такая проблема (команде не хватало средств на озвучку фильма «Последняя "Милая Болгария"» - прим. ЕАН). Буквально на следующий день он выслал недостающую сумму. У меня же два года стоял этот проект. Так что губернатору еще будем показывать фильм.
- А когда Екатеринбург увидит фильм?
- Пока не знаю. Сейчас будет показ в Питере. Вернемся оттуда и решим.
- Когда везли фильм на Московский кинофестиваль – переживали?
- Не переживал и не думал о призах. Когда я только снимал фильм, то уже хотел его показать на «Москве» и даже не пытался размещать заявки на другие фестивали. Его было важно показать именно там, ведь фильм неожиданно стал злободневным. Состояние мозгов интеллигенции 30-х, 40-х годов совпало с сегодняшним днем.
- Это заметила публика?
- Пока заметили сложнопостановочность и красоту фильма. На данный момент только два-три киноведа увидели работу, так что серьезных разборов не было.
Новый фильм будет по редкой книге
- К реставраторам Белинки заходили зачем? Собираетесь реставрировать какие-то книги, брошюры?
- Собираюсь. У меня очень много редких книг со всего мира.
- А сколько их? Осталось место в квартире, чтобы передвигаться?
- Книг стало так много, что они стали выживать нас из квартиры. Пришлось найти для них специальное помещение. В моей библиотеке прижизненные книги репрессированных авторов. Они все примерно одного времени: 10-е, 20-е, 30-е годы. Среди них есть уникальные, которых нет, скажем, в Ленинской библиотеке (Российской государственной библиотеке, - прим. ЕАН).
- Мы узнали небольшой секрет, что в библиотеке Белинского вы ищете некую книгу, которая ляжет в основу следующего фильма…
- Да, ищу одну редкую книгу, не только здесь. Но ее у нас в библиотеках нет почему-то.
- Скажете, что это за книга?
- Не скажу.
Если возрождать производство киностудии - придется выгонять арендаторов
- В прошлом месяце стало известно о смене руководства Свердловской киностудии. Как-то участвуете в ее судьбе?
- Не так давно у нас была встреча с министром культуры России и ее заместителем. Они собираются помогать новому руководству и попросили меня войти в совет директоров. Я встречался с ребятами, которые сейчас занимаются процессом возрождения. Планов у них громадье.
- Эти планы имеют что-то общее с реальностью?
- Я-то давно простился со студией, и мне казалось, что такая организация не нужна. Померла так померла. Но вот они хотят восстановить киностудию. Главное, что министр культуры собирается в этом помочь.
- А что именно - возродить павильоны?
- В перспективе, конечно, для того, чтобы возродить производство, нужно проводить реконструкцию. Это очень дорого: на реконструкцию потребуются миллиарды. Нужно восстановить павильоны, уникальное большое тон-ателье (помещение для озвучивания, – прим. ЕАН). В тон-ателье можно было писать симфонический оркестр. Таких уникальных помещений больше нигде в стране не осталось.
Раньше конструкция была по типу «здание в здании», на отдельном фундаменте, благодаря этому никакого внешнего шума не проникало, в помещении была воздушная изоляция. Сейчас на его месте все перегорожено, разобрана внешняя звуковая оболочка. Стенки прорубили для того, чтобы в пространства впустить арендаторов.
- Получается, арендаторов придется выгонять?
- Если возрождать киностудию, заниматься этим серьезно - то да. Но не знаю, будет ли окупаться такое тон-ателье. Может получиться так, что в реконструкцию вложат миллионы, а заказчиков не будет. Зачем тогда это делать? Но если они найдут какую-то нишу в этом бизнесе – хорошо. Возможно, и залы восстановят. Сейчас там можно снимать кино, но не все павильоны в нормальном состоянии. Нужно восстанавливать колосники, лебедки и так далее. Если все делать по-хорошему, то нужно вкладывать большие деньги.
- В ближайшее время какие-то перемены на киностудии предвидятся?
- Новая команда обещает два-три дебюта за год – и это хорошо, если удастся снять игровые полнометражные фильмы. Сейчас Евгений Григорьев (креативный продюсер Свердловской киностудии, - прим. ЕАН) ищет сценарии. А я помогу, чем смогу.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42