Кураторы Шестой Уральской индустриальной биеннале современного искусства запустили маршруты по Уралу. Разработано пять туров по городам Свердловской и Челябинской областей. Корреспондент ЕАН съездил по одному из маршрутов Екатеринбург – Нижний Тагил – Черноисточинск, увидел, как надувают металл с помощью воды, и узнал, почему современное искусство такое дорогое.
Первая точка маршрута - живописная Лисья гора в Нижнем Тагиле. На ее вершине расположена церковная часовня, которую позже переделали в пожарную башню. По словам медиатора (специально подготовленного представителя проекта), отсюда прекрасно было видно пожары. В сохранившихся до наших дней летописях упоминается, что в башне располагалась система флагов-колоколов, оповещавших о возгораниях. Количество ударов колокола отображало, в какой точке возник пожар. До недавнего времени строение было заброшено, но в 2015 году в региональном бюджете нашлись средства на его реконструкцию. Сейчас на первом этаже здания находится небольшой музей. Верхняя часть башни все еще недоступна для посещения.
Башня на Лисей горе и открывающийся с нее вид
Второй точкой маршрута стал старый Демидовский завод. История этого места начинается в середине XVII века, когда были открыты горы Высокая и Магнитная (или Магнитская). Известные уральские горщики - специалисты по добыче драгоценных и цветных камней - Тумашовы искали здесь медную руду, но наткнулись на магнитный железняк. В те годы они не смогли обработать руду, поэтому Высокая и Магнитская были забыты. Когда на Урале начали искать рудные места по приказу Петра I в 1696 году, про эти горы снова вспомнили. В 1699 году Петр уже приказывает построить вблизи Магнитский завод. Закончить его смогли только братья Демидовы в 1725 году. Как написал позже Менделеев, пуск завода обеспечил развитие всей промышленности Северо-Западной Руси.
Старый Демидовский завод
Иностранные специалисты тоже высоко оценили предприятие. Помимо нашей страны в XVIII веке демидовский металл получала и заграница, в частности Англия, которая начала ввозить железо в начале того века и поставила на нем шеффилдскую промышленность.
«То есть значимость уральского производства, среди которого самым крупным было демидовское, отмечена не только нашим патриотизмом, но и теми предприятиями, которые с этим железом работали», - подчеркнула гид по Демидовскому заводу Галина.
После Нижнего Тагила экскурсия продолжилась в Черноисточинске. Там участники маршрута услышали лекции независимого куратора и искусствоведа Антонио Джеузы под интригующим названием «Разве это искусство?». Джеуза рассказал, почему некоторые спорные работы, относящиеся к современному искусству, вызывают большой общественный резонанс и продаются за гигантские деньги. Например, концепт-арт Маурицио Каттелана, представляющий собой обычный банан, приклеенный скотчем к стене, был продан за 120 000 долларов. То, как определяется ценность работ, Джеуза попытался объяснить на примере зубной боли.
«Когда у вас болит зуб, к кому вы обращаетесь? Вероятнее всего, к дантисту. Так и с искусством. Ценность работы должна быть выявлена несколькими экспертами, но обязательно несколькими, не одним. Иначе это субъективное мнение», - уверен куратор.
Тем, кто хочет научиться понимать современное искусство, Джеуза посоветовал больше читать и смотреть.
Антонио Джеуза
Сразу после лекции свое творчество презентовал петербургский художник Вадим Кондаков. Его работы созданы при взаимодействии воды и стали: он сваривает металлические листы и надувает их водой. Также Кондаков создает графику – он отпечатывает стальные объекты на ткани и бумаге.
Работа Вадима Кондакова
Новое место для вдохновения – заброшенный текстильный завод в Черноисточинске - художник выбрал не случайно. Здесь находятся старая дамба и сооружение для спуска воды под шлюзом, покрытое ржавчиной. Благодаря водоотводной конструкции Вадим и создал свои новые работы.
«Я просто взял этот инструмент, который всегда здесь находился, и попытался перенести его на холсты, отпечатав элементы этой конструкции. Я хотел понаблюдать за этой стихийностью, за макросредой и перенести их на другой уровень, в поле зрения. Поднять всё из-под ног и посмотреть вплотную на живой процесс, как стихия и материал взаимодействуют между собой», - объяснил гостям идею своих работ Кондаков.
«По сюжету два отца пошли в лес, потерялись, потеряли своих детей и нашли эту «заброшку». Если вы увидите фильм, то узнаете территорию нашего креативного кластера", - рассказала гид.
В свободное время перед отъездом участники биеннале могли посетить саму плотину и гору рядом с заводом.
Территория завода в Черноисточинске
Маршруты биеннале — программа, реализуемая в городах арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Программа существует с 2017-го года и представляет собой серию поездок по Уралу, которые знакомят жителей и гостей региона с его индустриальным наследием и художественными практиками, осмысляющими индустриальность территории. Флагманскими направлениями маршрутов становятся города программы арт-резиденций Уральской биеннале: участники программы погружаются в тот же исторический и индустриальный контекст, который исследовал художник во время своих визитов, посещают ключевые предприятия города эксклюзивно в рамках маршрутов. С 2017-го года было проложено 59 маршрутов общей протяженностью 20 000 км. С 2019-го года маршруты ведут медиаторы биеннале — специально подготовленные представители проекта, которые рассказывают гостям о биеннальной истории в городах маршрутов.
Денис Павлов специально для ЕАН
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42