Пермский стрелок Тимур Бекмансуров перед тем, как совершить кровавую расправу над студентами и преподавателями пермского университета, оставил в соцсетях предсмертное послание с помощью автопостинга. Многие задаются вопросом: а возможно ли было предотвратить стрельбу с помощью соцсетей, если бы пост вовремя заметили? Может быть, специалистам стоит создать специального бота, который будет отслеживать такого рода публикации и молниеносно на них реагировать? Лидер сообществ русскоязычных экспатов в Таиланде, SMM-специалист Арсений Камышев в своей колонке для ЕАН уверяет, что одними технологиями проблему шутинга не решить, и рассуждает о том, как дети превращаются в монстров.
«Безусловно, можно придумывать какие-то технологические костыли и подпорки для ускорения мониторинга, реагирования, и я даже предположу, что по этому поверхностному и линейному пути все и пойдет. Еще по запретительному, широкими мазками. Только проблема существенно глубже — она в предпосылках, в ответе на вопрос о том, почему мотив взяться за оружие у стрелка вообще возник. Его нужно найти.
Подростки и начинающие взрослые — это история про протест. Не про политический, а в общем, широком смысле. Протест против одиночества, против отсутствия единомышленников, против наличия или отсутствия давления, против ответственности, против безразличия, - может быть что угодно, нужно выяснять мотив. И прямые запреты с блокировками здесь уместны не всегда.
В очередной раз скажу еще и про то, что скорость жизни и объем потоков информации растут намного быстрее, чем к этому адаптируется психика человека. Технологическая революция против биологической эволюции. Многое зависит также от изменений в культуре потребления и фильтрации информации, а не только лишь от технологий соцсетей или контроля условного «большого брата». И культура меняется медленно.
В итоге мы получаем, с одной стороны, жертву давления обстоятельств, а с другой стороны - опасного преступника, в системе ценностей которого жизнь другого человека имеет менее значимый уровень, чем разрешение внутренних противоречий. Как такое произошло? Где эмпатия? Где сбой?
Соцсети, как важнейшие площадки, где происходит жизнь сейчас, могут поучаствовать и в исследованиях поведения подростков (у них есть все данные в динамике, ведь пользователи растут вместе с ними), и в коррекции культуры, и в обеспечении какого-то глубокого мониторинга для попыток предотвращения трагедий. Для этого нужно не бросаться все запрещать, чтобы молодежь не сбежала в андеграунд, а глубоко прорабатывать системный подход вместе с психологами, социологами, самими молодыми людьми и государством».
+7 922 143 47 42