Михаил Шуфутинский, сам того не предполагая, учредил в России новый праздник. В начале осени из каждого утюга звучит его шедевр, а ленты пестрят мемами с его лицом. Однако в разговоре с журналистами у Михаила Захаровича есть блок именно на эту тему – «Третье сентября». В интервью ЕАН Михаил Шуфутинский сравнил Монеточку с куплетистом Вилли Токаревым, рассказал о том, почему заступился за шансонье Александра Новикова, а также почему он не считает Моргенштерна честным исполнителем.
- Михаил Захарович, Екатеринбург для вас – один из многих городов, которые вы видите на гастролях, или вы к нему как-то по-особенному относитесь? Он чем-то отличается от других?
- Екатеринбург – один из многих прекрасных городов, которые в памяти оставили много воспоминаний. И, конечно, он отличается. А помните такую песню: «Если вы не бывали в Свердловске…»? («Свердловский вальс» – прим. ЕАН). Вот я помню эту песню еще с 70-х. До отъезда в Америку и после приезда я здесь был много раз.
Больше всего греет душу и удивляет то чувство, когда прилетаешь рано утром, едешь из аэропорта, и вдруг вырастают огромные сосны, вдоль дороги - потрясающий лес. Незабываемая картина. А город - мощный, современный. Один из главных городов нашей страны Кто-то говорил, что он мог бы стать столицей России.
- Или третьей культурной столицей. Как думаете, мог бы стать?
- Не знаю. Смотря что имеется в виду. Я держусь консервативного мнения, что Санкт-Петербург является культурной столицей. Там же великие поэты, певцы и композиторы родились. Хотя и у вас, например, Саша Новиков живет. Всю жизнь мы с ним общались, я бывал и дома у него. Есть еще Шахрин, есть еще такая группа «Смысловые галлюцинации». Это мегаполис, в котором существует своя культурная жизнь.
- Хотелось бы спросить про Александра Новикова. В 2017 году вы за него заступились, когда его обвиняли в мошенничестве по делу о хищении денег пайщиков «Бухты Квинс». Написали обращение к президенту России. Не было ли у вас в тот момент хотя бы малой капли сомнения, что люди и правда пострадали по его вине?
Я не думаю. Саша, как и любой другой человек, может делать ошибки, но соврать он не сможет. Он просто так устроен. Такой вот человек: честный и прямой. Я ему тогда поверил и верю сейчас. Мы дружим очень долго, я пою его песни. У него много прекрасных песен, Новикова нельзя ни с кем перепутать. Мы с ним участвуем в шоу «Три аккорда», очень плотно творчески общаемся.
- Вы участвуете в шоу, а за молодым поколением следите? Ну, например, Монеточка, Моргенштерн…
- Конечно, я в курсе. Когда я езжу в автомобиле, я свободен и слушаю разную музыку. Не знаю, почему вы назвали этих исполнителей, это разные уровни
- Ну вот, например, Монеточка - это творчество, жанр или пародия?
- Пародия – это тоже жанр. Вилли Токарев был куплетистом, но сколько радостных минут он доставил своим слушателем. Монеточка молодой, ищущий человек. Думаю, она найдет нечто такое, что оставит серьезный след в песенной культуре.
- А Моргенштерн? Люди говорят о том, что это честный исполнитель.
- Если человек рисует вот тут крест, тут шестиугольную звезду. Если здесь вы напишете: «Смерть фашистским оккупантам», а здесь - «Не забуду мать родную», то вы уже не будете честным. То, о чем вы думаете, вы напишете на себе. Читайте, какой я! А еще посмотрите, сколько у меня машин, сколько домов. Это уже эпатаж.
- Неужто это и правда возможно? Сегодня артисты быстро появляются, завоевывают аудиторию, но по щелчку могут стать и неинтересными.
- Мне нравится тенденция, что люди развиваются, что их много. Что они появляются, растут. Если 10% этих талантливых ребят поднимутся еще выше, то это здорово. Я искренне радуюсь успехам других людей. Потому что моего успеха достичь никому пока не удалось (смеемся). Хорошо, что у вас есть чувство юмора.