Накануне президент России Владимир Путин поддержал идею скорректировать закон об иноагентах. В частности, уточнить «размытые формулировки». Как рассказал ЕАН депутат Госдумы от Свердловской области Андрей Альшевских, еще одним вариантом поправок могла бы стать передача полномочий о пополнении реестра иноагентов судебной системе. Сейчас список ведет Минюст России.
Координатор движения «Голос»* в Екатеринбурге Александр Грезев**, которого в конце сентября включили в реестр СМИ, выполняющих в России функции иностранного агента, в интервью ЕАН рассказал, как он живет с новым статусом и верит ли в перемены от будущих корректировок в закон.
— Александр, после вчерашнего заявления президента о внесении поправок депутат Госдумы Андрей Альшевских предложил пополнять реестр иноагентов по решению суда. Как вы относитесь к этой идее?
— Это все равно, что задать вопрос: «Как людей маркировать желтыми звездами — по решению суда или Минюста?». Может быть, решение суда выглядело бы более справедливо. Но по факту этот закон — дискриминационный, издевательский.
С другой стороны, если закон скорректируют таким образом, чтобы на уровне суда можно было получить документы о фактах финансирования из-за рубежа. Такая практика, может быть, на миллиметр сделает «гуманнее» положение вещей. Но по факту — это все игра слов и заигрывание, пока существует сам закон. Я думаю, после внесения корректировок изменений в лучшую сторону не будет.
— Про этот факт мы знаем давно. Просто сегодня это стало достоянием общественности. Из-за такой же суммы в прошлом году внесли в список «Лигу избирателей»*** (включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента). Им отправила перевод на 200 рублей гражданка Молдовы. А позиция властей такова: «В законе не прописана минимальная сумма». И я уже слышал комментарий [пресс-секретаря президента России] Дмитрия Пескова, что нужно следовать духу закона. Но вносить в список за такие переводы — это издевательство.
— Или провокация?
— Конечно. Любому человеку иностранный гражданин может прислать средства в целях провокации.
— В нашем прошлом разговоре, сразу после того, как вас внесли в реестр СМИ, которые выполняют в России функции иностранного агента, вы говорили, что обжалуете это решение. Какое сегодня положение дел?
— Мы пока занимаемся тем, что готовим документы, которые от нас требуются по закону. Тридцатого сентября мы все сдали квартальный отчет в Минюст России. Большая часть наших координаторов учредила юрлица. Но два наших координатора уже получили повестки для составления протокола. С чем это связано, мы не знаем. Речь, возможно, идет о нарушениях с точки зрения Роскомнадзора. Может, они нашли посты в соцсетях без дисклеймеров (предупреждение о распространении информации НКО или СМИ, которые выполняют функцию иноагентов в России). Не знаю. Мы все решили пока посты делать с дисклеймерами. Как это будет трактовать Роскомнадзор, я не знаю.
— Когда планируете обращаться в суд?
— У нас есть определенный план. Сейчас прорабатывается вопрос, будем ли мы подавать коллективный иск или обжаловать решение о внесении в реестр по отдельности. Если кого-то из нас оштрафуют по закону об иноагентах, мы будем обжаловать эти решения и в Конституционном суде России, и в ЕСПЧ.
За отсутствие отчета предусмотрена уголовная ответственность. Для граждан, которые работают в НКО-иноагентах, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.
Аналогичные наказания установлены за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ-иноагента или учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иноагента. Нарушение общественным объединением, получающим финансирование на осуществление политической деятельности из‑за рубежа и не зарегистрированным как юрлицо, порядка предоставления сведений о своей деятельности будет наказано предупреждением или штрафом:
- для граждан — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей;
- для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
Физическое лицо – иноагент за аналогичное нарушение может отделаться предупреждением либо заплатить штраф от 30 до 50 тыс. рублей. За неуказание физлицом-иноагентом своего статуса предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 тыс. рублей.
Производство общественным объединением, включенным в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента, различных материалов и их распространение без соответствующей маркировки влечет штраф:
- для граждан – от 50 до 100 тыс. рублей;
- для должностных лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.
Для отдельных членов такого объединения, не указавшего маркировки, что материалы произведены иноагентом, штраф составит 5 тыс. рублей. Штрафы для НКО-иноагентов за распространение материалов без маркировки составляют до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
**Александр Грезеве внесен в реестр СМИ, которые выполняют в России функции иностранного агента.
***«Лига избирателей» внесена в реестр незарегистрированных общественных объединений, которые выполняют в России функции иностранного агента.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42