Деформация запахов и вкусов, ухудшение памяти, рассеянность, выпадение волос – одни из самых распространенных последствий коронавируса. Переболевшие «штурмуют» интернет, чтобы найти, как восстановить утраченные после болезни функции. Однако не все способы могут быть безопасны и полезны, уверен терапевт, иммунолог-аллерголог екатеринбургского медицинского центра «УГМК-Здоровье» Иван Скороходов.
О том, какие методики могут быть эффективны, а к чему нужно относиться с осторожностью, он рассказал в интервью ЕАН.
- Иван Сергеевич, почему во время болезни COVID-19 у многих исчезает обоняние, при этом у одних людей оно восстанавливается достаточно быстро, а к другим привычные запахи не возвращаются месяцами?
- Сегодня это действительно животрепещущая тема. Ее исследуют отоларингологи по всему миру, и к настоящему моменту уже появляется понимание, почему так происходит. Вообще при вирусных инфекциях очень часто наблюдаются изменения обоняния, но они, как правило, кратковременные и обусловлены тем, что у нас отекает слизистая носа. То есть пахучие вещества - они называются одоранты – не могут попасть к рецепторам, так как между ними лежит огромный пласт отекшей слизистой. При коронавирусе же есть отличия, здесь может не быть отека слизистой, но есть прямое поражение самих рецепторов и клеток, их обслуживающих. Это и приводит к стойкой потере обоняния.
Поражение может быть в нескольких вариантах:
- аносмия - полное отключение рецепторов, когда мы не чувствуем запахи вообще;
- паросмия – извращение привычных запахов, когда что-то пахнет не так, как должно пахнуть;
- фантосмия или обонятельные галлюцинации, когда у человека никаких запахов нет, а они ему чудятся;
- гипосмия –снижение интенсивности запахов.
При этом бывают парциальные аносмии, когда одни запахи мы чувствуем, а другие нет. Например, у меня недавно была пациентка, которая не ощущает запаха своих духов, сигарет и бензина, а все остальные запахи она чувствует.
- Что делать, чтобы восстановить обоняние?
- Опробованных четких доказанных методик пока нет. Все пробуют разные варианты. Есть научный обзор, где рекомендуется использование гормональных препаратов, назальных стероидов, но назначать их обязательно должен врач. Использование таких препаратов позволяет подавить воспаление. Но назначать такие лекарства должен обязательно врач, так как у них есть побочные эффекты. Самыми простыми считаются сухость слизистой и носовые кровотечения, а при длительном применении бывает даже перфорация, то есть появление дырки в перегородке носа. У меня была пациентка с такой травмой – она пользовалась стероидами два года. Поэтому самостоятельно назначать себе такие препараты я не рекомендую, нужна консультация отоларинголога.
Также есть те, кто советует применять раствор витамина А назально: он улучшает обновление эпителия, в том числе обонятельного. Другие специалисты советуют использование средств, разжижающих и улучшающих отхождение мокроты.
Были работы, в которых говорилось, что при коронавирусе идет не только поражение самих рецепторов, но и страдает проводники от них к луковицам головного мозга, которые отвечают за запахи. Поэтому еще есть метод обонятельных тренировок.
Существуют до 10 разных типов первичных запахов: цветочный, смолистый, фруктовый, цитрусовый, мятный, сладкий, пряный, острый, запах попкорна и запах разложения. Берем эфирные масла, например, хвойное (смолистый запах) и нюхаем. При этом рекомендуется поместить перед собой изображение: то есть мы вдыхаем запах хвои и, соответственно, видим хвою. Нейроны соотносят запах со зрительной памятью и процесс восстановления идет быстрее. Или, к примеру, нюхаем цитрусовое масло – смотрим на изображение апельсина. Делать так нужно по 1-2 минуты 3-4 раза в день. При этом каждые 5-7 дней запах нужно менять.
Некоторые пытаются нюхать продукты с едкими резкими запахами - чеснок или уксус, но тут надо быть предельно осторожными, так как их эфиры могут вызвать ожог слизистой. Был случай, когда наша пациентка, которая не чувствовала запахи абсолютно, при сдаче крови на анализ начала падать в обморок. Мы дали ей аммиак, она не чувствовала его запах, но дернулась, потому что стало больно - аммиак обжег слизистую.
- А что делать, если эфирного масла с тем запахом, который исказился, не существует? Например, у меня после коронавируса Coca-Cola пахнет жженной резиной…
- Все равно для тренировок можно использовать различные существующие эфирные масла, пусть они и с другими запахами. В нашем головном мозге очень много взаимосвязей, все анализаторы с друг другом «общаются», создавая общую стереокартину какого-то образа.
Coca-Cola - сложный запах, в нем есть и лимонные, и ванильные нотки. Сначала нужно попытаться восстановить первичные запахи, а затем постепенно будут восстанавливаться сложные.
Однако пока конкретный срок восстановления запахов обозначить нельзя, поскольку данная методика только начала использоваться. К сожалению, бывает и необратимая потеря обоняния, но это очень редкие случаи.
- Иван Сергеевич, какие рекомендации можно дать людям, у которых после болезни пропали или видоизменились вкусы?
- Со вкусом несколько сложнее. Базовых вкусов у нас шесть: кислый, сладкий, соленый, горький, жирный и мясной. Зачастую сами вкусы сохранены, но, так как нет обоняния и мы не дополняем вкус запахами, пища кажется нам безвкусной. Или же ее вкус кажется другим, непривычным.
Общее представление об еде состоит из двух составляющих: непосредственное воздействие вкусовых рецепторов и воздействие обонятельных рецепторов, которые из-за испарения частичек пищи позволяют нам чувствовать ее оттенки. Когда люди могут отличить горькое от сладкого, значит, вкус у них есть, тут проблема с обонятельными рецепторами.
Также можно применять тренировки, как и в случае с потерей или изменением обоняния. Как правило, вкусы восстанавливаются чуть раньше, чем запахи, так как мы питаемся, хотим мы того или нет, и тем самым тренируем эту «вкусовую» память.
- Многие после перенесенного заболевания жалуются на забывчивость и рассеянность. Чем это вызвано?
- Пока коронавирус с нами всего два года и однозначного мнения по этому поводу нет. Кто-то говорит о прямом поражении нервной системы и ее клеток. Но есть и ряд работ, в которых утверждается, что при вирусе поражаются так называемые обслуживающие клетки. Лично я больше склоняюсь к этой версии.
Обслуживающие клетки питают основные клетки и служат для них физической опорой. Для нейронов такими являются глиальные клетки. Если они поражаются, то нейроны в полной мере не могут выполнить свои функции. То есть тотальной их гибели не происходит, как при инсульте или энцефалите, но функции мозга страдают. Отсюда рассеянность, забывчивость, нарушение сна, снижение памяти и внимания, астения. Это все входит в постковидный синдром.
- Что делать, чтобы вернуть память и концентрацию внимания на прежний уровень?
- Так же как и в случае с обонянием и осязанием, чтобы восстановить функции клеток, нужно их тренировать. Как говорил великий физиолог Павлов, для тренировки важны три принципа: системность, регулярность, постепенность. Если мы хотим восстановить память - учим стихи, новые слова. Хотите повысить когнитивную функцию – решайте в уме задачки, разгадывайте сканворды. Но делать надо ежедневно, составив себе определенное расписание и понемногу увеличивая нагрузку.
- Сколько по времени может занять восстановление?
- Сложно сказать. Наверное, нужно заниматься, пока вы не почувствуете результат. Еще раз повторю, что все зависит от целеустремленности человека. Как правило, то, что начались какие-либо проблемы – «я туплю», «я все забываю» - люди понимают, выходя с больничного на работу. И у них есть два варианта: или они ежедневно упорно тренируют свой мозг, или адаптируют под себя окружающую реальность, например, ищут работу, где не нужна такая интенсивность умственного труда. Выбор за каждым.
- В структуре «УГМК-Здоровье» есть Центр когнитивных технологий. Возможно, его специалисты также смогут помочь?
- Да, там много различных современных развивающихся программ. В основном пациенты центра – дети, но человек с поврежденным головным мозгом - тот же ребенок, которому надо тренировать эти функции. Это как человек после инсульта, который снова учится ходить, поэтому такие занятия в совокупности с домашними тренировками могут оказать хороший эффект.
- Иван Сергеевич, сегодня многие восстанавливающиеся после болезни люди стараются пить кроворазжижающие препараты, в том числе «Аспирин», чтобы избежать тромбоза. Насколько это оправдано и необходимо?
- Аспирин, «Курантил» и подобные препараты – это дезагреганты, они блокируют тромбоциты. А людям, у которых есть показания к тромбозу, нужны антикоаугянты. Например, апиксабан, ривароксабан. Но назначает их врач.
Действительно, коронавирус приводит к повышению возникновения риска тромбоза, инсульта, инфаркта, тромбоэмболии легочной артерии, поэтому такие препараты и назначают, но далеко не всем! Если человек переболел легко, он молод, у него нет варикоза, то ему они не нужны.
Употребление дезагрегантов, которое многие рекомендуют в интернете, ни к чему хорошему не приводят. Самые популярные из них, такие как «Кардиомагнил», «КардиАСК», делаются на основе аспирина. Аспирин – это не конфетка, он повреждает желудок. А если у человека изначально есть склонность к кровоточивости, он только может усилить ее. И если, например, ему нужна будет какая-либо операция, могут возникнуть проблемы.. Самостоятельно увлекаться употреблением таких препаратов нельзя.
- Как переболевшему коронавирусом человеку определить, есть у него повышенный риск образования тромбов или нет?
- Конечно, в идеале эти риски должны проговаривать врачи. Но в сегодняшней ситуации медицинский персонал в больницах перегружен работой, так что нужно позаботиться о себе самостоятельно. В зону риска входят люди с избыточной массой тела, старше 60 лет, те, у кого есть хронические заболевания почек, печени, сердца, те, у кого есть варикоз, а также женщины, которые используют оральные контрацептивы. Насторожить может ощущение тяжести в ногах, отеки, ощущение судорог. Все это - повод сходить к сосудистому хирургу, сделать УЗИ нижних конечностей.
У меня была пациентка, которая в январе перенесла ковид, а в феврале обратилась с жалобами к врачу: у нее «скакало» давление, ныли ноги. Кардиолог отправил ее на УЗИ, но до него она не дошла: на выходе из клиники ей стало плохо, а когда ее на скорой доставили в больницу, то у нее подтвердилась тромбоэмболия легочной артерии. Поэтому нужно быть осторожнее и прислушиваться к своему организму.
- Есть мнение, что и после вакцинации от коронавируса надо принимать кроворазжижающие препараты. Так ли это?
- Самого вируса в вакцине нет, а значит, тромбообразования произойти не должно. Да, первое время после прививки человек может чувствовать себя не очень хорошо: имеет место гриппоподобный синдром, когда иммунная система дает ответ на введение препарата. И в этом нет ничего страшного.
Да, возможно, у кого-то вакцина и имела неожиданные последствия, но это только потому, что многие вещи пока не исследованы. Вакцина ведь состоит не только из водички и антигена, там есть и консерванты, которые могут вызвать какую-то реакцию.
Эпидемия наступила слишком быстро: если бы мы своевременно не ввели прививки, погибло бы очень много людей. Это была экстренная и необходимая мера, но я уверен, разработчики прививок будут и дальше их совершенствовать и модернизировать, так что каких-либо побочных реакций станет меньше.
- Иван Сергеевич, среди последствий коронавируса также называют выпадение волос и кожную сыпь, прыщи. Что с этим делать?
- Тут пока продолжаются исследования, сложно сказать что-то весомое. Выпадение волос бывает и при других вирусах, в том числе при герпесе. И при коронавирусе это распространенное явление, но почему так происходит, пока до конца непонятно. Скорее всего, это связано с ответом иммунной системы, которая прекращает питание волоса. Данная тема требует изучения, а на доврачебном уровне пока мы можем посоветовать питать волосы – например, пить витамины с цинком, который участвует в процессах регенерации.
Кожные проявления же чаще бывают во время самого заболевания коронавирусом. Но и после заболевания, когда иммунная система ослаблена, могут возникать высыпания по типу аллергических, кожа сохнет и теряет свои защитные свойства. Четких выверенных схем по лечению таких проявлений пока нет. Все зависит от врачей: они должны индивидуально подходить к лечению каждого пациента, анализировать его состояние и исходя из этого давать рекомендации.
Подводя итоги, хочется еще раз сказать, что после перенесенного коронавируса нужно прислушаться к своему организму, понять, что не так. Забывчивость, снижение обоняния? Можно заняться домашними тренировками. Боли, перепады давления, отеки ног? Обратитесь к врачу, сдайте анализы. Специалист определит факторы риска и назначит компетентное лечение.
Беседовала Мария Трускова
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42