С введением QR-контроля в конце октября в Екатеринбурге появилась новая вакансия – специалист по проверке QR-кодов. Многие противники системы говорят о том, что с новыми реалиями в менталитете проверяющих начали проявляться нотки старого доброго синдрома вахтера.
Журналист ЕАН Александра Аксенова решила проверить, можно ли стать маленьким, но важным, проверяя QR-коды. Для этого она встала на контроль в ресторане быстрого питания Pizza Mia.
Тридцать три одежды, запотевшие под маской очки, и вот ты с мороза пытаешься найти сохраненный где-то в телефоне (где же он?!) код. После этого тебя просят достать паспорт, страница которого явно поистрепалась с апреля 2020 года (когда начали просить показать редакционное удостоверение). Елозя по маленькой, но бездонной женской сумке, нутром ты чувствуешь недовольство проверяющего: мол, ну чего так долго? Вот что ощущает теперь посетитель на входе в общественное пространство. А что чувствует человек по другую сторону ограждения?
Обучать тонкостям QR-контроля меня любезно согласилась менеджер по обучению персонала Изабелла Кирхгефель. Вот мое рабочее место на этот вечер – "сени" ресторана. За одной дверью трескучий мороз, за другой – тепло и сытно. И решать судьбы горожан на этот вечер в какой-то степени буду я. На столике у входа подготовлены документы – поправки в указе о введении QR-кодов в Свердловской области, подписанные и.о. губернатора Алексеем Шмыковым. Обращаю на это внимание, и Изабелла ловко водит по ключевым предложениям документа изящными пальцами. Очевидно, цитирует документ она регулярно.
- В начале месяца, когда систему QR-контроля только ввели и многие горожане ушли на очередные "карантикулы", сотрудники на входе столкнулись с огромной волной негатива. Многие не понимали, что нужен паспорт либо другое удостоверение личности. Никто не понимал, каким именно удостоверением можно воспользоваться. Предъявляли "Е-карту", банковские карты. Но в первые дни мы могли пропускать строго по заграну и паспорту – все! Даже с водительским удостоверением нам приходилось отправлять людей в отдельную зону либо предлагали оформить заявку. Потом уже список расширили, теперь можно предъявить водительские права, пенсионное удостоверение, военный билет и так далее, - делится Изабелла.
В самом коде указаны инициалы, дата рождения и три последние цифры паспорта. И если Изабелла выцепляет эти цифры в паспортах ястребиным взглядом, то мне приходится хаотично бегать глазами. Но все эти цифры важно увидеть, ведь самые достопочтенные дамы и господа могут оказаться теми еще плутами.
- Бывает, что показывают свой паспорт и чужой документ. В чем тут прикол, не понимаю. Берут спокойствием и безмятежностью, но ты смотришь, и инициалы не совпадают. Обычно такие люди спокойно разворачиваются и уходят, - удивляется менеджер.
В наши сени заходит приятный мужчина, без каких-либо вопросов показывает мне код на телефоне, но как только я прошу документ, удостоверяющий личность, возникают вопросы:
- Какие цифры вам нужны из моего паспорта?
- К сожалению, так не получится, мне нужно увидеть сам документ.
- На каком основании я должен показывать вам свой документ?
- Извините, но без документа мы не можем вас пустить.
Изабелла предлагает воспользоваться окошком самовыноса либо сделать заказ на сайте, но мужчина молча, без оскорблений, уходит. Я не понимаю, о каких цифрах идет речь, Изабелла поясняет:
- В некоторых местах охранники могут пустить, если человек назовет дату рождения и три последние цифры. Это не наше дело, но у нас так не получится. А вообще из-за документов у нас регулярные споры. Бывали случаи, когда люди вызывали полицию, потому что мы якобы не имеем право спрашивать документы. Полиция на месте говорила им: либо вы это прекращаете и уходите, либо мы вас забираем с собой. Только после этого люди переставали скандалить и уходили.
В дверях появляются мужчина и женщина. Оба предъявляют QR-код, но женщина вспоминает, что паспорт у нее остался в машине. Женщина машет рукой и предлагает просто взять еду навынос, которую ждать она будет в машине. Мужчина тяжело вздыхает. Я понимаю, что обломщицей быть стремно.
- Конечно, жаль людей. Здесь важно разрядить обстановку, где-то подшутить, где-то подбодрить, проявить сочувствие, - говорит Изабелла.
Однако многие понимают, что рестораны и кафе в большей степени пострадавшая сторона, и проявляют лояльность.
Входит мужчина с ребенком, и тут случается страшное – госуслуги начинают тормозить. Я в панике жду, пока Изабелла проверит небольшую очередь. Мужчина пришел раньше, но спокойно ожидает, пока мы разберемся, а я стесняюсь попросить предъявить код повторно. Изабелла ловко возвращается к коду и вновь переходит на сайт. Я смотрю на его сына и думаю о том, по какой системе входят дети без родителей. Изабелла поясняет, что запрет на вход без родителей был только для ТЦ.
- Детей мы спокойно запускаем, если видим, что они несовершеннолетние. Тех, кто постарше, просим предъявить паспорт, чтобы удостовериться, что им меньше 18 лет. Но дети стали очень редко приходить. Видимо, учатся дома и отдыхают тоже дома, - отвечает она.
Заходит еще один посетитель, и сайт госуслуги указывает, что его код просрочен. Мужчина растерянно улыбается:
- С утра вроде был нормальным, не может быть.
У меня начинается легкая паника. Изабелла успокаивает, что такое бывает, и мы проверяем код повторно. На второй раз выползает не устрашающе красное окошко, а зеленое. Код действителен.
Изабелла берет клиентов со справками на себя: ловко считает, не просрочен ли ПЦР у человека с медотводом или сколько времени прошло с момента первой вакцинации клиента. За три недели с момента введения кодов она явно набралась уверенности, но вначале было трудно всем. Администраторы ходили по другим заведениям, смотрели, как работают коллеги, узнавали, как и что нужно смотреть, ведь на тот момент ни у кого не было такого наставника, как у меня: приходилось как-то работать и в то же время сдерживать волну негатива.
Конечно же, контролер, который проверяет вас на входе в ТЦ, не в восторге от меры, которую избрали власти. Но не исключаю, что кто-то при этом чувствует себя очень важным. На своем личном опыте я почувствовала себя потерянной и в чем-то даже немного виноватой, поэтому решила, что эксперимент можно считать оконченным. Увы, после введения новой системы контроля популярная Pizza Mia почти пустует.
Ехать домой из Pizza Mia я решаю на автобусе, в котором, к счастью, пока не проверяют QR-коды. Людей в нем явно больше, чем в огромном зале заведения.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42