Сегодня, 26 ноября, рано утром в Екатеринбурге снесли аэровокзал «Уктус». Общественники боролись за сохранение здания, поскольку были уверены, что оно достойно стать памятником архитектуры и войти в список объектов культурного наследия. Однако аэровокзал попадал в пятно стройки нового торгового центра с автовокзалом от владельцев «Пассажа» и «Гринвича» Игоря Заводовского и Константина Погребинского. ЕАН вспоминает хронику борьбы за сохранение автовокзала.
В 2017 году архитектор Елена Морозова подала заявку в свердловское управление по охране объектов культурного наследия (ОКН) с просьбой включить в здание в реестр ОКН, однако ведомство отказалось это делать. Вторую попытку предприняла в 2019 году координатор общественного движения «Реальная история» Марина Сахарова, ей также отказали. Сахарова обжаловала решение, но проиграла суды первой и второй инстанции.
По мнению градозащитников, здание аэровокзала представляет культурную ценность, поскольку являлось ключевым пунктом на основном магистральном маршруте от Москвы до Иркутска. Это, вероятно, единственный в России сохранившийся в неизменном виде довоенный аэровокзал, построенный по индивидуальному проекту.
Внешний вид и интерьеры аэровокзала
О строительстве на месте «Уктуса» стало известно в 2018 году, когда «Общество Малышева, 73» представило первые эскизы будущего торгового центра с автовокзалом. Согласно протоколу итоговых общественных слушаний по проекту строительства подъездов к зданию, его возведут в границах улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского — Объездной дороги. В новое здание должны перенести автовокзал со станции метро «Чкаловская». По информации СМИ, строительство должно было начаться в 2018 году, однако сроки все время сдвигались.
Схема застройки на месте «Уктуса»
Здание аэровокзала попадало во вторую очередь застройки торгового центра. В марте 2021 года представители администрации Екатеринбурга заявляли ЕАН, что согласно планам строительства первой очереди, работы не затрагивают здание аэровокзала, а плана строительства второй очереди у горадминистрации нет.
Стоит отметить, что само здание аэровокзала принадлежало не «Обществу Малышева, 73», а Росимуществу по Свердловской области и находилось на праве оперативного управления у Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности в Уральском федеральном округе (УГАН НОТБ УФО). Как стало известно ЕАН, в 2015 году ведомство на основании совместного решения Министерства транспорта, Ространснадзора и региональной администрации освободило здание аэровокзала и переехало в офис по адресу Шейнкмана, 55. При этом аэровокзал все еще был закреплен за управлением, в 2020 году УГАН НОТБ УФО даже пыталось поменять аэровокзал на офисы на улице Шейнкмана, однако Министерство транспорта сделку не согласовало.
В марте 2021 градозащитники продолжили свою борьбу за аэровокзал: активисты собирали подписи, направляли предложения в администрацию Екатеринбурга с просьбой превратить «Уктус» в культурный центр, делали тематические выставки.
28 октября 2021 года участница движения «Реальная история» Марина Сахарова, архитектор Галина Алексеева и архитектор-реставратор Дмитрий Демин подали третью заявку на включение екатеринбургского аэровокзала «Уктус» в реестр объектов культурного наследия. Они дополнили свою заявку сведениями об интерьерах здания и его мемориальной ценности. Аэровокзал внесли в реестр строений, обладающих признаками ОКН.
Уже 5 ноября Управление госавианадзора объявило тендер на демонтаж аэровокзала. Управление решило списать имущество, находящееся у него на праве оперативного управления. Как сообщило ведомство на запрос ЕАН, по закону они имеют такое право. Федеральный Ространснадзор в ответ на запрос ЕАН подтвердил, что в курсе демонтажа здания и не видит в этом нарушений. ЕАН запросил комментарий у федерального Росимущества, однако на момент публикации ответ ведомства еще не поступил.
Общественники подавали жалобу на закупку, поскольку нашли в ней множество нарушений, однако Федеральная антимонопольная служба не стала отменять тендер. Уже 13 ноября стало известно, что сносом будет заниматься компания «Горремстрой».
Градозащитники направили губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву и мэру Екатеринбурга Алексею Орлову просьбу отменить снос.
Как стало известно ЕАН от высокопоставленного источника, администрация Екатеринбурга не могла вмешаться в ситуацию, поскольку «Уктус» — федеральный актив. Получить официальный комментарий от мэрии не удалось.
Правительство Свердловской области ситуацию предпочло не комментировать. Несмотря на то, что издание «Вечерние ведомости» опубликовало документ, в котором указывалось, что губернатор Евгений Куйвашев якобы не возражал против демонтажа и даже отправлял некое письмо в Москву.
Не помогли сохранить аэровокзал и два пикета, которые провели градозащитники. За сносом можно было наблюдать онлайн — камеру установили представители движения «Мирные жители».
Сегодня же стало известно, что сносом заинтересовался председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он поручил изучить обстоятельства сноса здания и при наличии оснований проверить действия должностных лиц, принявших такое решение.
К концу дня аэровокзал будет полностью уничтожен.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42