РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 26 ноября 2021 в 14:03

Lufthansa отказала, зато прилетал «Крокодил»: как зарождался аэровокзал «Уктус», который мы потеряли

© Ekb7.ru
Екатеринбургский аэропорт «Уктус» создавался во времена, когда люди передвигались на лошадях и верили в светлое будущее, за которое не жаль отдать свою жизнь. Возможно, из-за чувства утерянных романтики гражданской авиации и духа ушедшей эпохи горожане болезненно переживают снос здания, которое де-юре не считалось объектом наследия, но де-факто было того достойно.
Историк Евгений Бурденков провел немало времени, листая газеты вековой давности и других времен для того, чтобы увидеть истоки «Уктуса» глазами горожан разных лет. Представляем вашему вниманию интересные факты о аэропорте аэровокзала «Уктус» и гражданской авиации, собранные заведующим научно-информационным центром Музеем истории Екатеринбурга Евгением Бурденковым.
Екатеринбург познакомился с авиацией в 1911 году
В 1911 году на городском ипподроме состоялись показательные выступления авиатора Васильева, который на своем самолете «Блерио-XI бис» сделал несколько кругов над городом. В 1917 году создается Екатеринбургский аэроклуб. Его возглавил известный уральский метеоролог и физик Абельс, который с 1885 года был директором Екатеринбургской обсерватории. В 1917 году от имени аэроклуба военный летчик Муратов просит председателя Екатеринбургской городской думы о помощи в приискании поля для аэродрома и обращал внимание на участок между скотобойней и Уктусским трактом.
«Уральский рабочий», 8 июля 1923 года
Место, где построили аэропорт, горожане звали «Татарской еланью»
К такому решению пришли после долгих обсуждений.
«Новый аэродром будет расположен на так называемой „Татарской елани“. Эта местность находится за чертой города по направлению к Уктусу, в 1,5 верстах от теперешнего аэродрома. На подготовительные работы по оборудованию нового аэродрома УОДВФ отпущено 50 000 рублей», — писали в 1924 году в газете «Уральский рабочий».
Lufthansa отказалась аттестовать «Уктус» для воздушной линии Германия СССР Китай
В 1925 года была закончена постройка дома для комендатуры аэродрома и посадочной площадки. Но работы притормозили, потому что возник конфликт между Уралавиахимом и Горкомхозом.
Из-за прений аэродром не был готов, поэтому в 1926 году Lufthansa отказалась аттестовать его для воздушной линии Германия СССР Китай.
«Характерно, что состояние Свердловского аэродрома произвело на представительство обществ Люфт-Ганза, приезжавшего в Свердловск, такое впечатление, что Люфт-Ганза не решилось включить Свердловск в число остановочных пунктов западно-восточной авиалинии», — пишет «Уральский рабочий» в 1926.
Первое авиасообщение со Свердловском было почтовым
1 августа 1928 года возникает первое в истории нашего города регулярное, пока только почтовое, междугороднее авиационное сообщение. В этот день запускается воздушно-почтовая линии Москва Новосибирск через Свердловск.
Первые авиапассажиры полетели из аэропорта «Уктус» в августе 1931 года
«Лучшие ударники города принимают воздушное крещение. Они — первые авиапассажиры аэропорта. <...> Уже первые полеты позволяют сказать, что новый аэропорт построен на удачном месте. Абсолютно ровное место подъемов и посадки, широкая площадь поля, полное отсутствие гор и больших холмов вокруг аэродрома — все это делает новый аэропорт одним из лучших в Союзе», — сообщали в «Уральском рабочем» на следующий день.
Здесь приземлялся агитсамолет «Крокодил»
В 1935 году Уктусский аэропорт стал одной из точек зимнего арктического перелета летчиков Водопьянова и Линделя, в 1936 здесь же приземляется агитсамолет «Крокодил» под руководством товарища Берина.
Строительство аэровокзала Уктусского аэропорта завершено в 1937 году
Тогда же началось строительство нового каменного здания аэровокзала по проекту архитектора Ткач.
«В основу архитектурного оформления положены четкие простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья — летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. В первом этаже разместятся: управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная и пр. Во втором этаже — гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будет гостиная и комната пассажиров, с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов — двухместные. Сейчас уже заложен фундамент и выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьской революции», сказано в «Уральском рабочем» в выпуске от 24 апреля 1937.
Напомним, сегодня, 26 ноября, рано утром аэровокзал «Уктус» снесли. Общественники боролись за сохранение здания, поскольку были уверены, что оно достойно стать памятником архитектуры и войти в список объектов культурного наследия. Однако аэровокзал попадал в пятно стройки нового торгового центра с автовокзалом от владельцев «Пассажа» и «Гринвича» Игоря Заводовского и Константина Погребинского.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica