Свердловские аграрии, по их выражению, попали в «замкнутый круг» при попытке получить компенсацию убытков, понесенных из-за засухи. Как стало известно ЕАН, часть сельхозпроизводителей не смогли вовремя расплатиться с государством. В результате чиновники начали массово выдавать отказы на получение компенсаций.
Одним из аграриев, который столкнулся с проблемами при выплате компенсаций, оказался владелец небольшого молочного хозяйства «Семухино» в Красноуфимском городском округе Дмитрий Дегтянников. Из-за засухи объемы кормов, собранных аграрием, сократились в два раза в сравнении с прошлым годом. Вследствие этого в два раза выросли расходы на закупки потерянных объемов. По его словам, для получения компенсации он сдал в администрацию муниципалитета полный пакет документов. Но получил отказ.
«Нам говорят: „Мы вам не выдадим субсидии потому, что у вас перед бюджетом задолженность“. При этом долг в 17 тыс. рублей, который мы уже погасили. И выяснилось, что не только нам отказали. Половина хозяйств в Красноуфимском районе по той же причине получили аналогичные решения (всего на территории муниципалитета более 200 хозяйств — прим. ЕАН)», — рассказал ЕАН Дмитрий Дегтянников.
- 300 млн рублей на закупку кормов для животноводов (из федерального бюджета);
- 320 млн рублей растениеводам (из областного бюджета).
Получив отказ от местных властей, аграрий обратился за помощью в министерство АПК и продовольственного рынка области. Но в ведомстве, по словам Дегтянникова, вообще отказались что-либо предпринимать.
«Получается замкнутый круг. Часть аграриев и оказались с долгами перед бюджетом из-за засухи. Но им отказываются предоставлять компенсацию из-за задолженности. А с чего ее покрывать? Эта субсидия на покрытие убытков носит чрезвычайный характер. Она не была предусмотрена губернатором, не была предусмотрена в бюджете. Часть денег в экстренном порядке вообще выделили из федерального бюджета. К ним областные и муниципальные чиновники не имеют отношения», — удивляется Дегтянников.
При таком раскладе, как полагает владелец хозяйства, субсидии смогут получить только крупные хозяйства, у которых есть маневры для оплаты долгов. Средние и мелкие крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) по факту останутся ни с чем. А покрывать убытки им не из чего. То же производство молока в настоящее время себя не окупает. В настоящее время закупочная цена продукта, которая составляет 25 рублей за литр, не соответствует экономическим реалиям производства (без учета наценок переработчиков и торговых сетей).
Однако самостоятельно повысить цены до такого уровня производители молока не смогут — продукцию никто не будет покупать из-за низкой платежеспособности населения. Сами аграрии отмечают, что доходы свердловчан не растут как минимум с 2014 года. А если поднимать цены по всем законам рыночной экономики, молоко местного производства для уральцев станет «золотым».
Остальные источники покрытия убытков для большинства КФХ также остаются недоступными. На плановые субсидии, которые предоставляются из бюджета, аграрии не рассчитывают с 2014 года. Из года в год размер поддержки из областного бюджета остается на уровне 4 млрд рублей.
По факту эта сумма тает из-за инфляции и девальвации рубля (часть оборудования и семян сельхозпроизводителям приходится приобретать за рубежом). Вдобавок к этому, крестьянско-фермерские хозяйства отмечают сильный «перекос» при распределении средств в пользу крупных предприятий.
По кредитным линиям доступ к средствам для аграриев средних и малых размеров также закрыт.
Впрочем, все перечисленные проблемы с финансированием для Свердловской области — системные явления. На них еще в 2014-2015 годах обращал внимание экс-председатель Союза крестьянско-фермерских хозяйств области Андрей Савченко. Но несмотря на обещания Минсельхоза России предоставить аграриям сотни миллиардов рублей для наращивания производства, система финансирования свердловских фермеров за последние семь лет не изменилась. Большинство из них ничего не получили и не получают.
«Если правила предоставления субсидий не изменят и свердловские хозяйства опять ничего не получат, это будет широкий шаг в сторону банкротства. Соответственно, это приведет к сокращению производства молока, которым снабжают регион небольшие хозяйства», — отметил Дегтянников.
При этом из-за последствий засухи и дефицита кормов производство молока на Среднем Урале к октябрю 2021 году сократилось на 1,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (данные Свердловскстата). В литрах свердловские аграрии не добрали почти 12 тыс. Производство мяса скота и птицы и вовсе упало почти на 10%. Соответственно и цены на продукт выросли.
По официальным данным, из-за жаркого лета урожайность кормов снизилась минимум на 20%, а корма на рынке подорожали на 35%. Общая сумма убытков от засухи в Свердловской области оценивается в 3-4 млрд рублей.
Надеяться на поставки продукта из других регионов, чтобы сбить стоимость, не стоит — вся страна на протяжении не одного десятка лет испытывает нехватку молока. Самообеспеченность России молочной продукцией составляет 84%.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42