РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 15:30

«Тактика выжженной земли»: в Екатеринбурге умерла одна из последних уральских сетей

© ЕАН
В Екатеринбурге, как стало известно утром 2 февраля, закрывается одна из последних торговых сетей уральского формата «Мегамарт». Кончина ретейлера стала закономерным итогом гегемонии в регионе федеральных сетей с их тактикой постепенного вывода с рынка местных игроков.
После закрытия «Мегамарта» в Екатеринбурге осталось все две уральские сети — «Кировский» (принадлежащий бывшему депутату областного Заксобрания Игорю Ковпаку) и «Монетка».
И экономисты, и местные ретейлеры в один голос признают, что «Мегамарт», как и другие местные сети, стали жертвами «агрессивной политики», которую с 2015 года развернули федеральные игроки: X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнит». Основная борьба шла за сегмент «магазинов у дома». Буквально за два года федеральным сетям удалось расчистить поле.
Исключением стали «БестМаркет» (сеть в 2007 году поглотил «Кировский») и «Купец» (закрылся в 2013 году после открытия «Гиперболы» в «Гринвиче»).

«Жертвы войны»

За 2017 год в Екатеринбурге исчезли сразу две местные сети — «Звездный» и «Пикник». Обе компании начали закрывать магазины еще в 2016 году. А закрытие «Пикника» отчасти позволило другой федеральной сети «Ленте» расширить свое присутствие — в 2017 году она выкупила часть площадей, реконструировала их и открыла под своим брендом.
В 2018 году прекратила работу сеть магазинов «А-Продукт» (входил в «Атлант»). Проблемы у компании начались еще в 2015 году. В конечном счете оставшиеся десять магазинов скупил «Кировский».
Конкуренцию не выдержала сеть супермаркетов «Елисей». С 2019 года ее владелец Александр Оглоблин избавлялся от магазинов, и к 2021 году из 22 торговых точек осталось семь. Впоследствии Оглоблин продолжил сокращать сеть.
В 2020 году в Екатеринбурге закрылась сеть гипермаркетов «Райт», принадлежавшая «Монетке». В данном случае компания не выдержала конкуренции с подобным себе «Перекрестком».
У почившего недавно «Мегамарта» ресурсы для борьбы на рынке сохранялись. К концу 2021 года у сети в Свердловской области было 35 магазинов. Однако «Магнит» просто купил Dixy Holding Limited (в которую входит «Мегамарт») за 87,6 млрд рублей и начал менять вывески.

Ретейлеры пытались остановить экспансию

Как уже писалось выше, закрытие или сокращение сетей в основном пришлось на 2016-2017 годы. Александр Оглоблин отметил, что именно в этот период федеральные сети активнее всего использовали «тактику выжженной земли». Заключалась она в том, что ретейлеры скупали все свободные площади и открывали магазины, пока не выживали из локаций конкурентов. В те годы стало обычным явлением увидеть на улице в одном ряду несколько магазинов «Магнит» и «Пятерочка». Такая картина в Екатеринбурге сохраняется до сей поры в спальных районах.
Красноречиво о ситуации говорят цифры: с 2016 по 2017 год «Пятерочка» открыла в Екатеринбурге больше сотни магазинов, доведя количество торговых точек до 200. А по всей Свердловской области их количество к концу 2017 года было доведено до 400.
Местный бизнес пытался противостоять федеральным сетям на законодательном уровне. В частности, уже бывший президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков обвинял «гостей» в систематическом нарушении закона о конкуренции.
«Согласно закону о добросовестной конкуренции, на рынке не может быть представлено более 25% товаров от одной сети. Во многих городах Свердловской области, в частности в Екатеринбурге, это требование систематически нарушается. Когда такие крупные сети, как «Лента», выходят на рынок, они оттесняют более мелких игроков. Федеральные ретейлеры практически не работают с местными поставщиками, так как те не могут предоставить и необходимые объемы продукции», — заявлял Анатолий Филиппенков.
При этом продолжающаяся пандемия коронавирусной инфекции придала федеральному ретейлу дополнительные возможности. За время локдаунов и ограничений торговые сети находились в неприкосновенности. Как результат - чистая прибыль «Магнита» за самый тяжелый для бизнеса 2020 год выросла на 120,8%, составив 37,8 млрд рублей, а выручка — на 13,3% (до 1,51 трлн рублей). Чистая прибыль X5 Retail Group за 2020 год подскочила на 45,3% (до 28,34 млрд рублей), а выручка — на 14,1% (почти до 2 млрд рублей). Успехи сетей подстегнули онлайн-продажи (их объем в X5 Retail Group вырос на 362%).
Очевидно, что на фоне такого успеха федеральные сети не успокоятся, пока на местных рынках не останется конкурентов.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica