РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 2 февраля 2022 в 17:46

Наследники группы Дятлова делят несуществующую квартиру и ищут место для музея (ВИДЕО)

© Антон Гуськов
Ежегодно в Екатеринбурге 2 февраля, в годовщину гибели группы Дятлова на перевале, проходит слет исследователей. Обсуждают версии, расследования, экспедиции и наследие. В этом году добавилась еще одна тема: летом от коронавируса умер Юрий Кунцевич, который два десятилетия координировал энтузиастов. После него осталось некоторое наследие, которое теперь делят. Больше всего при этом споров вокруг артефактов, а интереса — вокруг квартиры, которую ему как будто подарил экс-ректор УПИ Станислав Набойченко. Подробности – в материале ЕАН.
Группа Дятлова погибла в горах Северного Урала в 1959 году. В Свердловске о жуткой истории помнили и говорили всегда, но в 80-е, на волне роста интереса у читателей к мистическим историям, трагедию предали гласности журналисты и сделали ее популярной.
Среди многочисленных версий и слухов, курсировавших в народе, часто встречалось упоминание инопланетян либо что-нибудь эзотерическое. В 90-е волна нарастала, тогда же начали формироваться сообщества энтузиастов, увлекшихся темой. В начале нулевых итогом стало появление общественного фонда «Памяти группы Дятлова», созданного Юрием Кунцевичем.
Фонд просуществовал до 2020 года, после чего был ликвидирован. Летом прошлого года умер и сам руководитель. Теперь энтузиасты, разделившись на два лагеря, спорят об оставшемся имуществе.
Одних возглавляет сын Александр Кунцевич, других — профессор УрФУ, «единственный, кто общался со всеми участниками группы», председатель правления ликвидированного фонда Петр Бартоломей.
Формально спор идет из-за «артефактов» дятловцев. За годы интереса к теме накоплена большая коллекция находок на месте гибели группы, а также архив фото и различного рода переписок. Правда, как признают обе стороны, материальная ценность всего этого невысока, тем более что большая часть артефактов — остатки различных экспедиций поисковиков и просто туристов.
Чуть менее публично идет спор о некоей квартире.
По версии Петра Бартоломея, которую он частично огласил на сегодняшнем слете энтузиастов, в нулевые, когда фонд создавался, бывший на тот момент ректором УПИ Станислав Набойченко передал организации квартиру на Мира, 34 для сборов и хранения коллекции. Юрий Кунцевич, по этой версии, жилплощадь затем приватизировал и, когда ликвидировался фонд, оставил ее себе.
По версии Александра Кунцевича и его сторонников, это была не квартира, а некое подвальное помещение, из которого энтузиастов выселили ради некоего общества охотников.
После этого Юрий Кунцевич организовал новое помещение, пожертвовав одной из своих квартир, купить которую ему в свое время помогли родственники. А Петр Бартоломей якобы пытается эту квартиру «отжать», прикрываясь фондом.
Есть и еще одна часть наследия, о которой пока вовсе не говорят, но которая тоже подразумевается. В прошлом году про историю группы Дятлова вышел сериал. Ежегодно о ней пишут книги, организуют коммерческие туры на место гибели туристов. Все это рано или поздно должно поднять вопрос об авторских правах, о том, кто и на каком основании может использовать эту историю, а кто - нет. Как прозвучало на сегодняшнем собрании, одной из причин раскола является некий московский адвокат. Он вместе с пермским писателем Архиповым создал общественную организацию, которую представляет и Петр Бартоломей.
Тем временем формально на сегодняшний день нет вообще ни одного официального юрлица, которое бы обладало хоть какими-то правами на эту историю. Даже собранные энтузиастами артефакты сегодня хранятся «под честное слово» Александра Кунцевича. Одновременно они используются в музейных экспозициях — в прошлом году выставка памяти дятловцев открылась в окружном Доме офицеров и даже успела съездить на «гастроли» в Москву.
Единственное, в чем сходятся все участники спора, — что нужно сохранить наследие, ставшее уже одним из символов Урала. В планах — открыть музей, посвященный и гибели группы, и спортивному туризму на Урале вообще, хотя бы как явлению, полвека объединявшему уральскую интеллигенцию и до сих пор считавшуюся одной из традиций УрФУ.
Вуз может стать одной из площадок для экспозиции, если найдется помещение. Университет даже уже предложил помощь: всю цифровую часть музея там готовы взять на себя — виртуальные экскурсии и оцифровка экспонатов станет постоянной темой для дипломных работ выпускников-программистов.
Но прежде надо решить вопрос с юридическим оформлением наследия. Без этого вуз не может ни заключить договор о размещении музея, но вести переговоры с кем-либо о возможном предоставлении площадки. И, судя по всему, спор этот растянется на годы.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября