В период ажиотажного спроса на продукты первой необходимости в Екатеринбурге обеспечить стабильное снабжение горожан смогли в торговой сети «Кировский». Ретейлеру удается сохранять заполненность полок по всем позициям. Как пояснил ЕАН основатель и основной владелец сети «Кировский» Игорь Ковпак, компания заранее пополнила свои запасы, ожидая подъема спроса.
Фотографии полок в торговой сети "Пятерочка"
«Когда мы поняли, что ожидается ажиотажный спрос, мы заранее вагонами закупились основными продуктами питания: сахар, гречка, мука, соль и так далее. Затем заполнили наши распределительные центры, которые находятся в черте Екатеринбурга. Это позволило нам осуществлять стабильную торговлю. Сейчас мы фиксируем снижение ажиотажного спроса», — пояснил Игорь Ковпак.
Фотографии полок в магазинах ТС "Кировский"
Владелец «Кировского» отказался оценивать работу других торговых сетей-конкурентов в этот период. Он предположил, что у ретейлеров могли возникнуть проблемы с логистикой. На вопрос о том, как «Кировскому» удалось спрогнозировать резкий подъем спроса,
Ковпак ответил: «Слаженная работа коллектива» - без уточнения деталей.
«Федеральные сети и региональные отличаются принципиально скоростью принятия решения. И объективно, если в региональных сетях несколько магазинов (в том же «Елисее»), можно достаточно быстро переориентироваться и достаточно быстро сделать дополнительные заказы. В федеральных сетях есть свойство, которое является одновременно их преимуществом и минусом — они двигаются как каток. Пусть и медленно, но целенаправленно, подминая под себя, в том числе региональные сети. Но региональные сети более юркие и могут в таких периодах действовать на опережение», — считает Константин Селянин.
По его оценке, преимущество у региональных сетей — явление временное и федеральный ритейл в ближайшее время перестроится под новые условия. Другой вопрос, как отметил эксперт, как долго продлится ажиотажный спрос на товары длительного хранения.
Текущая ситуация со спросом на сахар и крупы, по словам Селянина, в экономике соотносится с «парадоксом Гиффена» (парадокс назван по имени ирландского экономиста — прим. ЕАН).
«Он установил, что есть группа товаров, на которые цена растет и растет быстрее при неизменном или даже растущем предложении. И связано это с ожиданиями людей. Если люди ожидают ухудшения ситуации они запасаются товарами длительного пользования. Они должны быть малоценными — доступными для любого человека, и они должны действительно долго храниться. Собственно это и происходит. А это зависит от ожидания людей. Пока люди ожидают ухудшения ситуации, ажиотажный спрос будет держаться», — резюмировал эксперт.
Напомним, пустые полки в торговых точках федеральных сетей появились в начале марта. Уже с 4-5 марта в некоторых районах городах начал ощущаться дефицит сахара — новые поставки по какой-то причине не проводились.
После этого крупные сети начали вводить ограничения для покупателей на выдачу товаров. Например, в «Магните» выдавали в одни руки не более 5 кг сахара и крупы. Со временем ограничения расширялись: список в федеральных сетях пополнили рис, мука, подсолнечное масло, мясо птицы. Подобное наблюдалось в «Ленте», «Пятерочке» (входит в X5 Group), «Ашане» и «Магните». А 20 марта 2022 года в том же «Магните» ввели ограничения на продажу памперсов.
На федеральном уровне ретейлеры перекладывали ответственность за пустые полки на поставщиков или производителей.