На рынке труда в Уральском федеральном округе растут пессимистичные настроения, о чем свидетельствуют недавние аналитические исследования. Число запросов от соискателей увеличивается при одновременном сокращении количества предложений от работодателей. Однако в официальной статистике департамента по труду и занятости Свердловской области пока не намечается тревожных тенденций.
Как полагают эксперты, резкого изменения уровня безработицы на Среднем Урале может и не произойти. Для компаний проведение массовых увольнений — слишком дорогая процедура. Из имеющихся на сегодня вариантов, по мнению специалистов, остается только отправка в простой.
Как уже писал ЕАН, по данным сервиса Зарплата.ру, количество вакансий в Свердловской области за минувший месяц снизилось более чем на 10%. Заметно упал спрос со стороны работодателей на бетонщиков, страховщиков, плотников, флористов, курьеров. Представитель одной из екатеринбургских компаний, которая занимается проектно-монтажными работами, подтвердила, что в строительной отрасли действительно падает спрос на специалистов.
«В нашем случае это связано с уходом иностранных компаний, которые были основными нашими заказчиками. Но нам не нужно проводить массовых сокращений, потому что мы работали с монтажниками, охранниками и инженерами по срочным договорам», — пояснила специалист.
Серьезного напряжения на рынке труда не видит и директор областного департамента по труду и занятости населения Дмитрий Антонов. К началу апреля 2022 года, по его словам, было отправлено в простой 1 320 человек.
На сегодняшний день в области официально зарегистрировано 18 815 безработных. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,89%. При этом, по данным департамента, на рынке представлено 43 070 вакансий.
Однако и эксперты, и в Минтруде России объясняли такой рост увеличением пособия по безработице до размера МРОТ. По мере ослабления ограничений улучшалась ситуация на рынке труда. С 1 января по 9 сентября 2021 года уровень безработицы снизился с 114 229 человек до 29 663. Примечательно, что за прошлый год более чем в 2,4 раза выросло число самозанятых в области — с 46,3 тыс. до 112,9 тыс.
Однако в этом году правительство России повышенных пособий по безработице не предлагает. Иностранные компании, которые объявили об уходе из страны, оказываются перед трудным выбором — отправить сотрудников в простой с сохранением 2/3 от среднего заработка или ликвидировать организацию, зарегистрированную в России.
«Простой отличается тем, что это устойчивый институт. Простой может быть оформлен по вине работодателя, по не зависящим от него причинам и по вине работника. В текущей ситуации мы рассматриваем два варианта. Либо вина работодателя, либо не зависящие от сторон причины. В текущей ситуации, если иностранные компании или бенефициар, который находится за границей, приняли решение уйти с рынка, то я думаю, что суды и трудовая инспекция займут следующую позицию. Если вы приняли решение уйти с рынка, а юрисдикция российская, то это ваша вина и ваше решение. В этом случае простой будет оплачиваться в 2/3 от среднего заработка (оклад + стимулирующие выплаты)», — пояснила ЕАН руководитель трудовой практики Группы правовых компаний «Интеллект» Анна Устюшенко.
Отправлять в отпуск без сохранения зарплаты с юридической точки зрения нежелательно. В первую очередь из-за того, что на это должен согласиться сам работник.
«Этот институт используется только по инициативе работника, если работник выразил желание к нему прибегнуть и указал причину, которая связана с его потребностями. Предлагать такую форму, а еще хуже - настаивать на ней работодатель не вправе. В «ковидные» времена трудинспекции, прокуратуры и суды достаточно жестко стояли на позиции защиты интересов работников. Если было выявлено, что работодатель понуждал работников писать такие заявления, то привлекали к ответственности», — рассказала Анна Устюшенко.
К массовым сокращениям в нынешних условиях, как полагает эксперт, компания может прибегнуть в случае, если не осталось вариантов для дальнейшей деятельности организации.
«Если работодатель понимает, что его бизнес не восстановится, или компания приняла решение покинуть Россию навсегда, тогда имеет смысл провести либо сокращение работников, либо ликвидацию. По затратам и тот, и другой варианты одинаковы. При сокращении у работодателя даже больше обязанностей, например, необходимо предоставить вакантные должности в организации», — отметила юрист.
Однако для проведения сокращения работников необходимы серьезные затраты — выплата трех средних заработков сотруднику после увольнения. Специалист добавила, что заметно бы жизнь и работодателям, и работникам облегчили поправки в Трудовой кодекс, внесенные в Госдуму. В случае их принятия работодатель может получить право приостановить действие трудового контракта, а сотрудник, оставшийся не у дел, может временно перейти на другую работу.
«Эти поправки предоставили бы возможность не потерять кадры или вернуться в первоначальный бизнес», — отметила Анна Устюшенко.
О популярности вывода работников в простой говорит и статистика Минтруда России. К 1 марта 2022 года работодатели заявили о «высвобождении от работы» порядка 59 тыс. человек. В простой выведено почти 95 тыс. работников, что в 2,5 раза выше, чем на 1 марта 2021 года. Однако это на порядок меньше, чем в пик пандемии