Основной вопрос развития экономики любого региона — понятные и приемлемые условия для размещения инвестиций. Привлечение частного капитала — это новые производства, рабочие места, развитие социальной сферы и общего благосостояния в конечном счете. В условиях санкций, экономических вызовов, с которыми столкнулась наша страна, перед региональными правительствами возникают новые вопросы и новые возможности. О том, в каких направлениях и как планируется развивать Свердловскую область и чем она будет завлекать частный капитал, ЕАН рассказал заместитель губернатора Дмитрий Ионин, отвечающий в региональном правительстве за инвестиционный блок вопросов.
- Что сейчас в приоритете для нашей экономики, какие возможности появились для предприятий в Свердловской области?
- Для страны в целом и для региона в частности в этом году крайне актуален вопрос переориентации логистических потоков. У нас уникальное местоположение, которое позволяет говорить о реализации масштабных проектов, объединенных в программу губернатора Евгения Куйвашева под названием «Сухой порт».
В принципе, решение этих задач и раньше было актуально, и в каком-то смысле внешнее санкционное давление лишь помогло придать динамики этим процессам. Многим покажется диким, но это факт, что до февраля этого года многие товары даже из азиатского региона ехали сначала в Москву и потом уже оттуда к нам и в остальные регионы. Сейчас эта схема меняется, и тут, конечно, появляется множество возможностей.
Это, например, те проекты, которые сейчас реализуются в регионе, такие как фулфилмент-центры крупных маркетплейсов, открытый весной крупнейший за пределами Москвы распредцентр «Детского мира», почтово-логистические хабы. В стадии реализации крупнейший в регионе проект торгово-логистического центра, на подходе Wildberries, проекты «Сима-лэнда» — это история про наше конкурентное преимущество. Плюс инфраструктура: у нас отличный авиационный хаб в Кольцово, здесь проходит железнодорожный Транссиб, у нас все больше возможностей для автомобильных перевозок — в том числе благодаря строительству трассы М-12 из Москвы через Казань и долгожданному запуску ЕКАД в сентябре этого года.
- Как областное правительство перестроило работу с инвесторами в нынешних условиях?
- Изначально руководитель региона перед нашим инвестблоком ставил серьезную задачу активного использования инструментов так называемого «инфраструктурного меню» (соглашение о защите и поощрении капиталовложений, инфраструктурные бюджетные кредиты, гибкий подход к различным преференционным режимам и т.д.) и, соответственно, уход от прямых затрат областного бюджета. Как говорится, «с деньгами каждый дурак сможет».
При неограниченном бюджете теоретически, конечно, можно понастроить инфраструктуру и ждать, когда инвестор сам на нее придет, но в нынешних финансовых реалиях важно находить возможности для создания комфортных условий для инвестора на основе иных механизмов. Благо реальные возможности для этого есть, а результат, как говорится, «на табло».
За первое полугодие этого года мы привлекли в экономику 180,3 млрд инвестиций в основной капитал — в прошлом году было порядка 134 млрд рублей за аналогичный период.
В качестве показательного примера переориентации региона на работу через инструменты «инфраструктурного меню» может служить инвестпроект нового цеха Уральского завода гражданской авиации, который мы строим в «Титановой долине». Здесь будут производить «Байкалы» и «Ладоги» - самолеты, о которых говорил вице-премьер Денис Мантуров, докладывая в Госдуме о перспективах развития отечественной экономики. Удалось привлечь федеральный инфраструктурный бюджетный кредит — это льготная ставка под 3%, которые еще и выплачиваются с отсрочкой. А за это время мы получаем от УЗГА арендные платежи по схеме build-to-rent (строительство для сдачи в аренду – прим. ЕАН), покрывая затраты на выплату льготного кредита.
Другой пример. На федеральном уровне председатель правительства РФ Михаил Мишустин буквально на днях актуализировал «нормативку» по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений. Это история, когда инвестору компенсируются из бюджета средства, вложенные в инфраструктуру. В нашем регионе порог входа в эту программу - 200 млн рублей инвестиций, что позволяет пользоваться инструментом не только крупным ФПГ, но и среднему бизнесу.
Большую ставку регион делает на проекты государственно-частного партнерства. Долго обсуждалась тема ГЧП на объектах образования, и вот в этом году, даже в условиях скачков ключевой ставки ЦБ, нам удалось запустить первые проекты – заключены договоры на строительство двух школ за счет частных инвесторов с дочерними структурами УГМК и «Атомстройкомплекса». По сути мы получаем объекты в рассрочку на семь лет. Да, формально это дороже, чем если бы сразу платили за них полностью. Но, поскольку регион получает софинансирование из федерального бюджета, разница практически компенсируется.
С учетом инфляции в периоде нескольких лет получается существенно выгоднее, чем строить объект за бюджетные деньги. Это выгодно и региону, и инвестору, который получает объект инфраструктуры на территории своей работы.
Теперь это направление будет развиваться — к концу года мы планируем заключить еще два соглашения по школам в Березовском и Екатеринбурге и начать строить объекты здравоохранения.
Также важно упомянуть, что с этого года мы стали одним из пилотных регионов проекта внедрения Регионального инвестстандарта, который курирует вице-премьер Андрей Белоусов. Стандарт направлен на создание безбарьерного инвестпространства, что позволит оперативно решать вопросы, связанные с расширением возможностей и условий для честного бизнеса по инвестированию в регион.
- Сейчас много говорится про развитие IT-сферы. Что в этом направлении делается?
- К 2030 году доля цифровой экономики в ВВП стран мира должна составить не менее 50%. Понятно, что наша страна не имеет права отставать в этом вопросе. В этой ситуации к Свердловской области особое внимание как к региону с сильной IT-базой, которую необходимо активно развивать. Соответствующие проекты реализуются.
К примеру, наш «Уральский Google» «СКБ-Контур» создает уникальный IT-кластер Контур-Парк на площади 16,8 га. Это очень крутая история с точки зрения привлечения небольших IT-компаний как резидентов проекта, которые потом будут обеспечиваться заказами со стороны того же «СКБ-Контура» или наших крупных промышленных предприятий.
И это не единственный такой проект — сейчас мы прорабатываем еще ряд подобных.
Обсуждались возможности взаимодействия с нашими малыми IT-компаниями и во время визита в Свердловскую область Евгения Касперского, на недавнем Восточном экономическим форуме я встречался с представителями компании «Вымпелком», представляющей услуги под брендом «Билайн». На «Иннопроме» подписали соглашение с IT-гигантом «Софтлайн», которые заинтересован в строительстве центров обработки данных. Ряд проектов ГЧП проработаны с холдингом «Эр-Телеком». Есть и другие отечественные гиганты, кто заинтересован в работе у нас в регионе.
Наконец, отмечу, что самое главное для развития этой сферы сейчас — это воспитание новых кадров. И тут мы очень рассчитываем на наследие Всемирных студенческих игр: те кампусы, которые для них сейчас возводят, станут новым студенческим городком и современными лекционными залами, в том числе для подготовки кадров для IT-сферы. Здесь же серьезным подспорьем станет программа поддержки студенчества «Кампус», о старте которой объявил губернатор. Ну и если мы говорим про молодежь, то еще важно понимать, что привлечение молодых кадров именно в сфере IT — это не всегда про деньги и быт. Им важна еще идея. И вот эти условия мы им сейчас и создаем: горишь идей, ищешь, где ее реализовать, — в Свердловской области для этого есть все необходимое.
- В IT-сфере региона какие есть новые, перспективные направления?
- IT-сфера интересна сама по себе хотя бы тем, что перспективные направления здесь появляются с завидной регулярностью. Например, еще недавно подавляющее большинство крайне скептически относилось, допустим, к теме майнинга криптовалют. Но сегодня много федеральных спикеров, представителей власти говорят, что это перспективная отрасль, для работы в рамках которой необходимо создать все правовые условия. Насколько мне известно, до 19 декабря Михаил Мишустин поручил согласовать проекты законов, регулирующих обращение цифровой валюты на территории страны.
Свердловская область, как «цифровой регион», конечно, заинтересована в том, чтобы и подобные инвестпроекты могли у нас реализовываться. У нас энергоизбыточная территория, и, допустим, на севере области есть достаточно большой объем электричества. Он сегодня может использоваться для строительства современных центров обработки данных, часть мощностей которых может быть использована в целях добычи криптовалюты.
- То есть это в перспективе некие технопарки, специализирующиеся на майнинге?
- Почему бы нет, если майнинг окончательно «приземлят» в правовое поле нашей страны? Но речь исключительно про серьезные инвестпроекты, а не про авантюристов, которые бегают с проектами уровня: «Дайте нам стопятьсот мегаватт, провод и не спрашивайте, чем мы там занимаемся».
В России будет формироваться рынок, правила игры и налогообложения, и под это уже есть серьезные крупные игроки, готовые вкладываться в строительство центров обработки данных.
- В прошлом году много говорилось об увеличении инвестпривлекательности региона в сфере туризма. Какие тут результаты?
- Результаты — увеличение турпотока. На конец года мы рассчитываем выйти на цифру 1,8 млн туристов в год, к 2035 году стоит задача в 5 млн туристов.
Плюсы региона в этой части в том, что у нас есть условия для разных сегментов туризма. К примеру, если мы берем деловой туризм — тут мы вообще в топе-3 после Москвы и Санкт-Петербурга. Это и за счет того, что у нас насыщенная деловая программа, много мероприятий: «Иннопром», Technobuild 100+, «Агрофорум» вот недавно прошел, и много-много других. Плюс у нас много штаб-квартир крупных компаний, а это тоже сектор туризма: командируемым сюда сотрудникам надо где-то жить, где-то поесть, как-то развлечь себя — все это и есть туриндустрия.
Промышленная база региона дает нам преимущества в такой набирающей популярность нише, как промышленной туризм. Крупные предприятия холдингов «Евраз» и ТМК, заводы от Уралхиммаша до Хладокомбината и СМАКа в этом активно участвуют. Экологический туризм — тоже у нас много куда можно поехать: Оленьи ручьи, Мариинские избы, Конжаковский камень, десятки направлений.
Железнодорожный туризм у нас развивается, и тут не могу не отметить вклад начальника СвЖД Ивана Колесникова, который уделяет этому направлению большое внимание и с кем мы уже запустили ряд проектов. Функционирует Императорский маршрут, сейчас в проработке железнодорожный Демидовский маршрут. В этом году в области запущены турпоезда в Оленьи ручьи и Каменск-Уральский.
В ближайшее время пойдет туристический экспресс через Шувакиш в Музей военной техники УГМК. Отмечу, что сам музей сейчас вообще на первых местах как точка привлечения внимания для турпотока. Для понимания, в майские праздники в Свердловскую область приехало 100 тыс. туристов, из них каждый пятый посмотрел на детище Андрея Козицына.
У региона хороший потенциал, кроме того, помогает поддержка Ростуризма. Наш регион вошел в топ-3 России по объему привлеченных средств на 2023 год. Это средства, которые будут распределяться среди предпринимателей, реализующих сейчас свои проекты.
- Всех этих туристов надо где-то размещать. Что с гостиничной сферой?
- Те средства, которые мы получим от Ростуризма, в первую очередь пойдут на развитие инфраструктуры. Потому что сегодня уровень развития инфраструктуры туризма, конечно, очень сильно по всей стране отстает от спроса по объективным причинам: раньше все ориентировались на внешний туризм, а внутренний считался этакой диковинкой, которая развивалась скорее благодаря единичным энтузиастам на местах.
Сейчас изменились условия: пандемия, внешнеполитическая обстановка — люди остановились, начали осматриваться, что у них вокруг есть, что происходит. К руководству отраслью пришли профильный вице-премьер Дмитрий Чернышенко и глава Ростуризма Зарина Догузова. Появилась серьезная федеральная поддержка. И сейчас самое время в это вкладываться, и мы это направление развиваем.
Лично мне по душе теория, что комфортный отдых должен находиться в пределах одного бака бензина — это такое вот «путешествие выходного дня». И в этом путешествии на всех его этапах человеку должно быть комфортно, начиная, извините, с наличия по дороге комфортного туалета и заканчивая удобными средствами размещения на любой вкус и кошелек.