РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 22 марта 2023 в 11:50
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Как работает «серый» бизнес в Екатеринбурге: схемы и потери для города

© Фото из открытых источников
В этом году Екатеринбург празднует свое 300-летие. Перечень «подарков» горожанам неоднократно корректировался: развязка у «Калины», выставочный комплекс «Эрмитаж-Урал», строительство и реконструкция девяти школ, благоустройство парков в Академическом и Солнечном и многое другое.
Однако подготовка к празднику включает в себя не только строительство масштабных проектов, но и в целом работу с обликом города. Сюда входит борьба с незаконными киосками, автомойками, стоянками, батутами и прочими нестационарными объектами. Этот процесс с переменным успехом идет все последние годы. Подробности – в материале агентства «Интермонитор».

Незаконное дешевле для потребителя. Но радость обернется проблемами

Когда такие объекты установлены и эксплуатируются законно — вопросов нет. Соблюдение санитарных требований и техники безопасности у «официалов», как правило, на уровне. Расположены в согласованных местах, чтобы не мешать пешеходному и автомобильному трафику. Имеют определенный вид, чтобы вписываться в общий облик города
Требования к виду нестационарных объектов, как и многие другие требования, содержатся в соответствующих постановлениях и размещены на официальном городском портале.
Законно установленные объекты платят городу за аренду земли, которую используют, и прочие налоговые сборы. Альтернативный вариант – «дикие» точки, которые официально не существуют. Их работа нередко приводит к недовольству людей, отмечает "ИМ".
Сначала те, кто располагается там, где хочет, забирают себе места с наиболее активным трафиком. Так начинают появляться киоски в проходных местах, которые занимают половину тротуара, хоть и стоят с краю. Их профиль — от продажи фруктов до шаурмы и шашлыка. При этом в случае последнего дым от готовки мяса выбрасывается через трубу прямиком на улицу. Проходящие толпы людей дышат неприятным запахом горелого жира.
За счет экономии на платежах в бюджет и налогах нестационарные объекты могут позволить себе более низкую цену, чем те, кто работает законно. Казалось бы, для покупателей это хорошо - меньше платить. Однако так кажется только на первый взгляд.
Работающие законно предприниматели в условиях недобросовестной конкуренции в итоге либо уходят с рынка, либо тоже начинают работать без оглядки на правила, чтобы выжить.
Весь рынок нестационарных объектов постепенно перетекает в «серую» зону, констатирует агентство "Интермонитор". Какие-то документы в любом случае есть, но все они оформлено криво, косо и не до конца. В какой-то момент предприниматели начинают понимать, что фактически работают без документов. А значит, и без контроля. На бумаге этого бизнеса нет. А раз его нет, то и правила можно не соблюдать.
Так и появляется антисанитария в незаконных ларьках с шаурмой. Здесь у сотрудников зачастую нет воды для мытья рук, ножей, разделочных поверхностей и полов. Нет и туалета, при этом поблизости может не оказаться общественного места с туалетом наподобие ТЦ или бизнес-центра. А значит, возникает риск антисанитарии. Порой у сотрудников незаконных ларьков шаурмы может не быть даже санитарных книжек. Зачем официальные документы тем, кто работает неофициально?
В качестве примера можно вспомнить историю, которая произошла пару лет назад. В киоске с шаурмой и чебуреками на Южном автовокзале Роспотребнадзор среди разных нарушений санитарного законодательства обнаружил еще и тараканов.
Таким образом, для людей получается безопаснее, когда ларьки шаурмы работают с соблюдением всех необходимых правил. И приведение этой сферы в законное русло в каком-то смысле можно рассматривать как один из подарков городу на 300-летие.

«Схематозы» на киосках

В сфере киосков, которые торгуют товарами на развес, меньше риск отравить людей из-за антисанитарии, однако есть другие опасности.
У «киосочников» встречается наглая схема работы, когда договор аренды земли у администрации оформлен на ИП умершего человека.
В этом случае фактически никто не несет ответственность за технику безопасности. Если такой киоск сгорит, пострадают люди либо пострадает их имущество, например, припаркованные рядом машины, отвечать за это будет некому. Также в случае с работой через ИП умершего человека некому отвечать за контрафактную продукцию, реализованную в такой торговой точке.
Если говорить про типовые нарушения законодательства, они следующие. Некоторые предприниматели открывают ИП, заключают с администрацией договор на аренду земли под киоск, после чего закрывают ИП. Далее за аренду земли платят как физлицо. Это позволяет сэкономить на налогах при торговле 6% (при соответствующей упрощенной системе налогообложения). Также позволяет сэкономить на обязательных фиксированных взносах за ИП, которые составляют около 43 тыс. рублей в год, подсчитали авторы публикации.
Это не просто недобросовестная конкуренция, но и нарушение закона. Мэрия Екатеринбурга выявляет подобных предпринимателей и расторгает с ними договоры аренды земли.
Помимо этого, «киосочники», работающие без надлежаще оформленных документов, как мы уже говорили, имеют тенденцию плодить нарушения. Одно из самых распространенных — установка избыточно большого киоска. Скажем, когда взяли в аренду землю под киоск 10 кв. м, а на деле установили павильон площадью 20 - 30 м.
Бывает, что предприниматели прекращают платить за аренду земли, хотя используют участок. Копится задолженность. Договор оформлен на одного человека, которого не найти, а работает в киоске другой. Пока бюрократическая машина через суд и приставов будет убирать киоск, размер задолженности может достичь сотен тысяч рублей. Администрации районов Екатеринбурга занимаются тем, чтобы оперативно выявлять подобные киоски и убирать их.
Бывают и примеры, кодда незаконные киоски могут ставить под угрозу реализацию социально значимых проектов. Так, на улице Технической, 34 перед Домом быта стоял целый мини-рынок из незаконных киосков. Дом быта было решено передать под нужды детской школы искусств. Это масштабный проект реконструкции здания, в который вкладываются деньги. При этом наличие незаконного мини-рынка даже визуально никак не ассоциируется с безопасными условиями для обучения детей.
В январе 2023 года незаконный мини-рынок был ликвидирован администрацией Железнодорожного района. На этом месте должен появиться благоустроенный сквер. Новая детская школа искусств станет еще одним подарком городу на юбилей.

Мэрия продолжает бороться с незаконными автомойщиками в Екатеринбурге Автомойки-«призраки» с дырой в земле

Еще один бич - незаконные автомойки, об этом ЕАН не раз писал. Они, как и киоски, иногда могут занимать участок сверх согласованных размеров. Либо предприниматели могут строить стационарные мойки на участках, предоставленных под временные объекты.
Однако в сфере автомоек есть свои дополнительные нюансы. Главное отличие от других объектов — влияние на экологию и изменение транспортных потоков. В целях экономии недобросовестные владельцы моек могут незаконно пробурить скважину, чтобы качать воду. При этом стоки сливать прямо в землю вместе со всей автохимией, дорожными реагентами, частицами топлива и других нефтепродуктов, которые смываются с машин.
Мойки все чаще пытаются оформлять по документам как торговые галереи.
Подразумевается, что человек с одной стороны зашел, прошел мимо ряда магазинов, с другой стороны вышел. В этом смысл торговой галереи. «Автомойщики» закладывают в договоре большой нестационарный павильон, где 100 м отводится под нужды автомобильного магазина и еще 100 «квадратов», скажем, под продукты.
В реальности предприниматели начинают строить стационарную мойку большей площади, хоть 300 кв. м, насколько хватает приглянувшейся им площадки на местности. Газон в итоге становится забетонированной площадкой, а бордюры на подъездных путях демонтируются. Так делать нельзя, но некоторые предприниматели считают, что имеют на это право.
Плюс к этому перед мойкой обычно организуется площадка для парковки машин. Эта площадка не входит в арендованную площадь «торговой галереи», однако по факту используется.
Помимо этого, при возведении мойки важно учитывать требования ГИБДД к безопасности движения, что делается не всегда. Например, нередки случаи, когда въезд на мойку идет через тротуар.

«Мерцающая» будка, притворявшаяся стоянкой

Среди наиболее распространенных незаконных нестационарных объектов традиционно значатся стоянки. Скептики уверяют, что точное из количество в Екатеринбурге неизвестно ни одному из контролирующих ведомств.
Бывают ситуации, когда придомовые территории захватывают неизвестные люди, ставят там будку охраны и начинают требовать с людей деньги за стоянку автомобиля. Тем, кто отказывается платить, угрожают или прокалывают колеса. Про похожую историю на ЖБИ писали СМИ в прошлом году.
В феврале 2023 женщина на улице Попова оставила машину во дворе, а когда собралась уезжать, охранник придомовой стоянки начал требовать с нее деньги.
Такие объекты мэрия периодически закрывает. Среди показательных примеров борьбы — в 2022 году жители дома на Серова жаловались на незаконную парковку. Неизвестные люди установили будку охраны и требовали с людей деньги за парковку машин. После проверки администрации Ленинского района Екатеринбурга будка была демонтирована.
Что касается незаконных стоянок, одна сторона вопроса в том, что охранники собирают с людей деньги якобы за охрану автомобиля, при этом фактически никакой ответственности за его сохранность не несут. Да и помимо материальной ответственности, бывает, что слабо обеспечивается даже банальный присмотр за автомобилем. Как правило, на нелегальных придомовых парковках нет системы видеонаблюдения. Порой нет даже освещения на площадке. Охранники иногда работают по одному и ночью могут просто спать. Получается, что с людей берут деньги вообще ни за что.
Другая проблема - стоянки любят организовывать в охранной зоне электро-, тепло-, водопроводных и других сетей. Этими территориями нельзя пользоваться. Охранная зона служит либо для того, чтобы люди не повредили коммуникации, либо чтобы коммуникации не навредили здоровью или имуществу людей. Однако «стоянщики» в этом видят лишь свободный кусок земли. В случае аварии на сетях ремонтным службам необходимо оперативно подъехать к ним. Припаркованные машины этому мешают.
Если машины мешают подъезду к аварии на ЛЭП, будет увеличено время, которое жилые дома и социально значимые объекты находятся без света. Также при определенном стечении обстоятельств может быть опасность поражения током владельцев припаркованных рядом машин в зависимости от того, какая авария. В любом случае все, что связано с электричеством, относится к источникам повышенной опасности.
Аналогично опасность в себе несет организация стоянок в охранной зоне теплосетей с горячей водой в трубах под давлением, подземных высоковольтных кабелей, газопроводов и других объектов повышенной опасности.
Раньше незаконные стоянки пользовались тем, что работают без документов и про них никто не знает. Если их выгоняли, через какое-то время они возвращались. А иногда могло быть и такое, что они просто поднимали краном будку, проверяющие фотографировали якобы пустое место, и будку ставили обратно.
Сейчас подобная практика пресекается. Город активно очищается от незаконных киосков, автомоек и стоянок. Екатеринбург становится более опрятным, безопасным городом и переходит на более высокую ступеньку деловой культуры.
almaceramica
Главные новости
Цены на молочную продукцию в Свердловской области перестали растиДесятая победа: баскетболистки УГМК разгромили курское «Динамо» с разницей в 30 очков. ФОТОВласти Оренбургской области решили бороться с пьянствомГенпрокуратура заинтересовалась историей с пожарным оборудованием для челябинских школТуристы заплатят десятки миллионов рублей за посещение ЕкатеринбургаКак отбирают кадры в РПЦ и что привело к секс-скандалу - колонка религиозного обозревателя ЕАН