Во вторник, 30 мая, на презентации нового проекта «ЧВК Вагнер, Второй фронт» случилась сенсация. После краткой презентации проекта от члена попечительского совета медиагруппы «Патриот» Андрея Краснобаева состоялся телемост с членами ЧВК «Вагнер» из Луганска. Но их недолгое общение с несколькими присутствовавшими журналистами быстро сошло на «нет» после появления в зале «вживую» основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина.
После его появления последовал краткий спич о целях и задачах программы «ЧВК Вагнер, Второй фронт». «Мы открыли программу для того, чтобы СМИ начали понимать, что сокрытие информации — это расхолаженность и помощь врагу победить нас. Мы должны быть крепкими. Если вы выходите на ринг, а вам говорят, что вы будете подзатыльники давать какому-то забулдыге, а выходит боксер профессиональный, то есть риск уйти с ринга со сломанной челюстью. Нам надо сделать так, чтобы страна не ушла с ринга»,— заявил Пригожин.
После этого начались вопросы уральских журналистов, и изначальная тема встречи постепенно сошла на нет. ЕАН собрал ключевые заявления лидера ЧВК «Вагнер» в Екатеринбурге.
О прошедшем автопробеге
«Автопробег произошел, полиция, как я только что увидел в СМИ, сопровождала. Ну, спасибо – молодцы. Цветы увезли, память почли, вся страна знает, что ребята активные, ребята молодцы»,— заявил Пригожин. Что касается позиции властей по поводу несогласования данного автопробега, лидер ЧВК «Вагнер» напомнил, что не был идеологом мероприятия. «Если бы идеологом был я, я бы, разумеется, смягчал ребят и призывал их заниматься этим в более спокойном режиме»,— подчеркнул Евгений Пригожин.
Один из екатеринбургских журналистов настаивал на том, что организаторам автопробега «светит» наказание вплоть до административного ареста. Пригожин на провокацию не повелся и парировал: «Если будет надо — будем привлекать юристов, адвокатов, и только тогда делать, безусловно, громкие заявления, чтобы ареста не случилось. Конечно же, часть вещей желательно согласовывать, и если власти противодействуют — это плохо». При этом Евгений Пригожин подчеркнул, что провоцировать конфликты — тоже не стоит.
«Сейчас конфликт есть, если таких конфликтов 10 — это неплохо, если их тысячи — это плохо, и это может начать вредить общему делу»,— дипломатично отметил лидер ЧВК «Вагнер».
О конфликте с губернатором Свердловской области
Евгений Пригожин уверен, что его конфликт со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым преувеличен. «Вся дискуссия с Куйвашевым, чтобы мы не переоценивали ее, это зацепились языками»,— заявил Пригожин. Он напомнил, что обмен репликами начался из-за его позиции по назначению директором местного музея Игоря Пушкарева. «Если вы помните, вопрос начался с того, что поставили директором музея [того], который перед этим дискредитировал активно ЧВК «Вагнер». Я высказал свою гражданскую позицию, что этого делать нельзя»,— заявил Пригожин. После этого он в нелитературной форме высказался о главе Екатеринбурга и своих побудительных мотивах их словесной пикировки.
Об атаке беспилотников на Москву и Подмосковье
Причиной произошедшего Евгений Пригожин назвал острую нехватку устройств для борьбы с дронами. «Чтобы все каналы [связи с БПЛА] заглушить в радиусе 40-50 км (как раз территория Москвы и прилегающих районов), необходимы устройства на несколько мегаватт размером с девятиэтажный дом. Если мы готовились, нам чего не поставить эти устройства? Все это должно было быть», — заявил Пригожин. Он успокоил свердловчан, что налет дронов на Урал пока не возможен. По словам лидера ЧВК «Вагнер», у Украины в настоящий момент нет дальнобойного оружия, и сейчас Киев ведет переговоры с Великобританией о поставках ракет дальностью полета 500 км. «До Москвы они долетят, а Уралу опасаться нечего»,— порадовался за уральцев Пригожин.
О смертной казни
Лидер ЧВК «Вагнер» заявил, что подготовил документы о возвращении высшей меры наказания за военные преступления. «Наказание за военные преступления надо серьезно ужесточать. Я уже написал определенный ряд документов, которые еще не отправлял по инстанциям. И сейчас мы проверяем, как это провести максимально мягко, чтобы текст никуда не ушел, и не было взрыва общества. Я считаю, что высшую меру наказания надо возвращать, иначе задачи СВО не будут выполнены.
И товарищ Сталин был абсолютно прав. Во многих случаях он был не прав, когда расстреливал кого-то по политическим соображениям, но смертная казнь на войне обязана быть»,— заявил Евгений Пригожин.
О жизненной философии
Целую философскую теорию вывел Евгений Пригожин в ответ на вопрос о том, почему ему разрешают множество достаточно жестких высказываний. «Мне никто не разрешает, я говорю это на свой страх и риск, потому что кто-то должен говорить правду. Второе, я за последние девять лет — с 2014 года — раз сто проходил момент, когда меня должны были убить, но этого не случалось.
Я отношусь очень философски к дальнейшей своей жизни. У меня послезавтра день рождения и мои родственники спрашивают меня, будет ли день рождения. Я честно им отвечаю: хрен его знает. Все когда-нибудь умрут, важно не когда, а как.
О членах ЧВК «Вагнер» — бывших заключенных
Пригожин рассказал о заключенных, участвующих в боевых действиях. «Когда мы показали, как мы работаем, нам перестали давать заключенных из ревности. Заключенные воевали хорошо. И их количество в максимальном периоде было 50 тысяч. Когда стало понятно, что Российская армия, грубо говоря, не очень хорошо боеготова, и когда побежали из Красного Лимана, я сообщил на всех уровнях, что для выполнения задач спецоперации, минимальных — освободить Донбасс и создать на фронте условия для устойчивости обороны — мне потребуется 200 тысяч человек. По 100 тысяч человек на правый фланг и на левый»,— рассказал Евгений Пригожин. Он добавил, что главное в ЧВК «Вагнер», то чего удалось добиться — из группы в 10-12 тысяч человек они быстро «разрослись» до 50 тысяч и сумели отлично ими управлять. «Когда я попросил людей, возникла обратная реакция — любому действию всегда есть противодействие — они решили, что заключенных должно контролировать Минобороны. Эффект от этого был обратный»,— подчеркнул Пригожин. При этом он категорически отверг приписываемую ему мысль о том, что его конечной целью является отставка Министра обороны РФ.
«У меня нет задачи снять Шойгу, есть задача — заставить его работать»,— заключил лидер ЧВК «Вагнер».
О дальнейшем развитии событий
«Все проблемы, которые существуют, я довожу до верхнего руководства страны. И никакого противодействия с Верховным Главнокомандующим у нас не было. Осуществлять военный переворот в России ЧВК «Вагнер» не будет. Я не скажу, как часто встречаюсь с президентом, этого нельзя говорить, но обо всех проблемах и оценках ситуации ему известно»,— так Евгений Пригожин прокомментировал вопрос о взаимодействии с руководством страны.
Лидер ЧВК «Вагнер» рассказал и о своем видении дальнейшего развития ситуации. По его словам, дальше будет тяжелая война. Пригожин считает, что на освобождение Донбасса потребуется еще полтора-два года, но это не будет окончанием этой геополитической истории. «Сейчас мы наблюдаем в чистом виде финскую войну 1940 года. Все думают, как скорее ее закончить. И когда эти все расслабятся, начнут отдыхать и строить перспективные планы — начнется настоящая война»,— отметил Евгений Пригожин. Его предположения о перспективах — не радужны. Лидер ЧВК «Вагнер» полагает, что «настоящая война» будет длительной, а изоляция нашей страны продлится долгие годы. «Нам пора уже учиться делать микросхемы и не выпускать компьютерщиков из страны. А СМИ должны готовить общество к идее, что придется мобилизоваться»,— заключил Пригожин.
Более того, по его мнению, российские чиновники должны полностью настроиться на военный лад. «Губернаторы и все чиновники должны надеть форму и погоны. Глава региона должен получить воинское звание не ниже полковника. А следствием чиновничьих неправильных действий или ущербного бездействия должен быть не гражданский, а военный суд — по всей строгости и по законам военного времени»,— подчеркнул Евгений Пригожин.
О фоне, на котором проходило общение с прессой
В ходе общения с прессой лидер ЧВК «Вагнер» прокомментировал и цвет пола в спортивном зале, где проходило общение с прессой (он желто-синий). «Полагаю, что этому желто-синему полу уже лет 10, если не больше. Так что вряд ли здесь есть какой-либо умысел»,— рассмеялся Евгений Пригожин.
Александр Лукманов, Артем Рябов, Зоя Новгородцева