В 2023 году Екатеринбург традиционно сохранил лидерство среди регионов по темпам развития рекламного рынка после Москвы и Санкт-Петербурга. Рост показателей составил 37% к 2021 году, рассказал директор АКАР Урал, глава креативного агентства «Штольцман и Кац» Василий Рубан. По его мнению, отрасль смогла преодолеть кризис не только по финансовому обороту, но и по активности участников.
Одним из ключевых факторов подъема является наличие крупных производств в регионе, отмечает спикер. На фоне импортозамещения производственные компании проявляют активность, выводят на рынок новые торговые марки и бренды, которые нуждаются в продвижении.
«Также отмечу, что многие федеральные компании рассматривают Екатеринбург как тестовую площадку для запуска рекламных кампаний по регионам. Именно на уральской аудитории тестируются новые продукты и креативные концепции — это тоже вносит ощутимый вклад в увеличение совокупных рекламных бюджетов», - говорит Василий Рубан.
Очень заметно формируют объемы рынка девелоперы - этот рынок в Екатеринбурге очень развит, конкуренция сильная, а следовательно, и потребность в продвижении также стабильно высокая.
«Если политическая и экономическая ситуация будет стабильной, то до конца года мы увидим еще более заметный рост рынка», - пояснил директор АКАР Урал.
По итогам первого полугодия эксперты ассоциации оценили объемы распространения в 1,387 млрд рублей, поясняет руководитель комитета по исследованиям АКАР Урал, директор медийного агентства AMG Сергей Балакирев. По его мнению, бизнес на Урале хорошо себя чувствует без давления транснациональных компаний.
«Мы наблюдаем так называемый иранский сценарий в действии в очень выгодной для национальной экономики версии. Кроме активности традиционных уральских рекламодателей мы фиксируем экспансию компаний из других регионов России. За последний год появились новые бренды из Казани, Кирова, Челябинска и так далее — если какой-то региональный бизнес хорошо растет, он точно заявит свои амбиции в Екатеринбурге и с высокой долей вероятности придет за рекламой в агентство со знанием местной аудитории и специфики. Это же касается и крупных федеральных брендов, для которых столица Урала выступает пилотным регионом для тестирования новых проектов. Да, они чаще пользуются услугами московских агентств, но их рекламные бюджеты также остаются в Екатеринбурге», - поясняет эксперт.
По его словам, рост показателей развития рекламного рынка включает в себя медиаинфляцию, которая в том числе обусловлена высоким спросом на инвентарь. «По нашим оценкам, с 2021 года медиаинфляция составила более 30% на ТВ, более 26% - в наружной рекламе и порядка 20-25% на радио.
То есть удорожание цен на медианосители и приток новых клиентов дают хороший рост объема рекламного рынка.
Следствие этих тенденций — тотальный дефицит инвентаря в Екатеринбурге. Рекламное время на ТВ раскуплено на месяцы вперед, как и большинство рекламных площадей в наружке. С размещением на радио несколько проще из-за большой конкуренции и разнообразия станций, но тренд аналогичный», - говорит Сергей Балакирев.
По мнению главы направления медийной рекламы Be Brand People Екатерины Шорох, главным фактором для роста стал эффект низкой базы 2022 года.
«Главной движущей силой стали:
- появление новых брендов,
- развитие различных собственных торговых марок,
- ребрендинг компаний и их объединение для дальнейшего сотрудничества.
Чтобы привлечь к себе внимание, новые игроки вынуждены больше вкладывать в рекламу, усиливая конкуренцию и побуждая рынок к расширению и развитию. В 2023 после шока оправился и потребительский рынок, что повлекло увеличение расходов на рекламу. Еще одним немаловажным фактором является рост цен на инвентарь», - говорит специалист.
CEO & founder (основатель/генеральный директор) агентства 19agency84 Екатерина Маркова говорит, что диджитал ежегодно показывает стабильный прирост, в том числе и по этому году. Бюджеты перераспределяются между площадками из-за обновления инструментария, но не перетекают в другие сегменты. Оцифровать этот прирост без исследований от ассоциаций достаточно сложно.
«Если говорить про рекламодателей, то заметно много новых брендов, которые не упускают свой шанс занять освободившиеся место в нишах: FMCG, fashion, стартапы для B2B. Не прекращают активное продвижение девелоперы — и не будут прекращать, как минимум пока действуют льготные ипотечные программы. В конце года мы ожидаем стандартную для этого сезона динамику с увеличением бюджетов на рекламу и маркетинг», - поясняет Екатерина Шорох.