В России с конца августа начала расти заболеваемость коронавирусом. О том, насколько вероятно повторение сценария 2020-2021 года, как изменился вирус и может ли вакцина от гриппа защитить от COVID, в интервью ЕАН рассказала врач-эпидемиолог, заведующий эпидемиологическим отделом ООО «УГМК-Здоровье», кандидат медицинских наук Татьяна Платонова.
- Татьяна Александровна, по данным Роспотребнадзора, в регионах начинает расти заболеваемость коронавирусом. За период с 28 августа по 3 сентября число заразившихся выросло сразу на 34,6%. Может ли это говорить о том, что COVID все же – это сезонное заболевание, такое же, как грипп или ОРВИ?
- Вполне возможно, что скоро COVID-19 станет сезонным заболеванием. Однако на данном этапе об этом пока рано говорить.
- Недавно в Китае заявили о новом штамме EG.5 «Эрис», который достаточно быстро распространяется. Как вы оцениваете, насколько вероятно возвращение к масштабам эпидемии, которая была в 2020-2021 годах?
- С учетом информации, которая есть сейчас, маловероятно, что будет возвращение к тем масштабам пандемии, которые были в 2020-2021 годах. За время распространения вируса SARS-CoV-2 прошло постепенное «проэпидемичивание» нашей популяции - многие переболели, многие были вакцинированы. Сейчас мы в гораздо большей степени, чем в 2020 году, готовы к встрече с коронавирусами.
Однако нельзя исключать, что при существенных мутациях и эволюции вируса появятся новые геноварианты, которые станут более опасными и изменят развитие эпидемического процесса коронавирусной инфекции в негативном направлении.
- Есть наблюдения, что болезнь люди переносят все легче. Можно ли говорить, что новые вирусы не такие опасные, как те, которые были в начале пандемии?
- В данном случае мы должны говорить о двух факторах. Во-первых, действительно есть изменения самого возбудителя (коронавируса). Во-вторых, происходят изменения в нашей популяции - повторюсь, что многие переболели и многие вакцинированы. В комплексе это дает ту картину, которую мы видим.
В частности, по результатам научных исследований, которые мы проводили в «УГМК-Здоровье», мы можем сказать, что в 2020 году (1-2 волны пандемии, связанные с геновариантами вируса SARS-CoV-2 В.1 и В.1.1) доля клинических форм с поражением легочной ткани (пневмонии) среди профессиональных групп риска инфицирования была на уровне 30-35%. В 2021 году сохранился такой же удельный вес пневмоний - хотя и появился более агрессивный штамм Delta, но уже проводилась активная прививочная кампания. И наконец, в 2022 году, когда появился геновариант Omicron и постоянно увеличивалась иммунная прослойка в нашей популяции, доля тяжелых клинических форм снизилась до 5%.
Сейчас мы наблюдаем изменения варианта Omicron, появляются все новые его генетические линии. Довольно сложно спрогнозировать, какие изменения коронавирусов будут в дальнейшем.
- Помогли ли прививки, которые люди ставили год назад, сформировать иммунитет, который устойчив и к новым штаммам тоже? Есть ли накопительный эффект от прививок?
- Прививки, которые мы ставили ранее, безусловно, полезны и помогут нам защититься от вируса. Но степень защиты пока непонятна: либо это защита от заражения, либо это защита только от тяжелого течения заболевания.
- Необходимо ли постоянно совершенствовать вакцину или с новыми штаммами помогут справиться и предыдущие версии?
- Разработка новых вакцин, их совершенствование постоянно ведется, это организованный последовательный процесс, но есть ряд особенностей и сложностей. Поэтому пока мы можем использовать те вакцины, которые нам доступны.
- В интернете обсуждается, что есть вакцина, которая одновременно защищает от гриппа и коронавируса. Так ли это?
- Такой вакцины, к сожалению, на данный момент не зарегистрировано в Российской Федерации. Но в один день одновременно можно прививаться вакциной от гриппа и вакциной от коронавирусной инфекции. Препараты вводятся в разные участки тела.
- Сейчас в регионе ожидают поступление новой вакцины от коронавируса от производителя всем известного «Спутника», пока в свердловских больницах ее нет. Может быть, уже можно говорить о сроках ее поставки?
- Пока не можем ответить на данный вопрос. Работа ведется.
- Вместе с тем в Петербурге буквально пару дней назад начали вакцинацию препаратом «Конвасэл», который разработало Федеральное медико-биологическое агентство. Слышали ли вы об этой вакцине и планируете ли ее использовать?
- Вакцина «Конвасэл» произведена в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте вакцин и сывороток (ФГУП СПбНИИВС ФМБА), зарегистрирована в России 18 марта 2022 года. Это субъединичная рекомбинантная вакцина, которая вводится двукратно с интервалом в 21 день, внутримышечно в плечо.
Вопрос об использовании этой вакцины в ООО «УГМК-Здоровье» пока обсуждается.
- Если в начале пандемии "коронным признаком" COVID считалось отсутствие вкусов и запахов, то со временем такие симптомы исчезли. Можно ли сейчас на бытовом уровне отличить коронавирус от гриппа или ОРВИ или это поможет сделать только тест в клинике?
- Частота выявления симптомов аносмии и агевзии (отсутствие запахов и вкусовых ощущений), безусловно, снизилась по сравнению с 2020-2021 годами. По данным наших исследований, у 5-7% пациентов такие симптомы могут быть и сейчас, то есть при заражении различными вариантами штамма Omicron. Однако это не является 100% гарантией постановки диагноза COVID-19. Диагноз можно поставить только по результатам специализированного лабораторного исследования.
- Изменилось ли как-то лечение от коронавируса? Схоже ли оно с лечением от гриппа и ОРВИ или все же препараты нужны разные?
- Вопросы лечения и использования конкретных препаратов корректнее обсуждать на приеме у врача, с учетом особенностей состояния пациента, общесоматического статуса, сопутствующей патологии и других факторов.