В минувшие выходные в части регионов России прошли выборы различного уровня. Убедительную победу на них одержали кандидаты от партии «Единая Россия». Однако в некоторых регионах сменился «серебряный» призер предвыборной гонки. В частности, в Екатеринбурге и Архангельской области уверенное второе место заняла партия ЛДПР.
Уральские политологи убеждены, что в успехе партии Владимира Жириновского нет никакой неожиданности и аномалии. По их мнению, за попаданием на вторую ступень политического пьедестала стоит высокий профессионализм команды политтехнологов партии и успешное «угадывание» настроений целевой, молодежной аудитории. Подробности - в материале ЕАН.
Еще год назад после смерти Владимира Жириновского, возглавлявшего партию с момента ее основания в декабре 1989 года, многие политэксперты говорили о скором закате ЛДПР.
По их мнению, без своего харизматичного лидера партия в скором времени утратит поддержку своих избирателей. Полтора года спустя (Жириновский умер в апреле 2022 года) ЛДПР без Владимира Вольфовича занимает второе место на выборах, оставив позади коммунистов и социалистов из «Справедливой России».
Так случилось на выборах в Архангельское областное собрание депутатов, парламенты Луганской народной республики, Запорожской области и Екатеринбургкую городскую думу.
Как рассказал ЕАН политолог, руководитель «Экспертного клуба Свердловской области» Анатолий Гагарин, ключевую роль в «возрождении» ЛДПР после смерти ее бессменного лидера сыграла команда политтехнологов во главе с Ильей Гамбашидзе. «В центр внимание команда Гамбашидзе поставила работу с молодежью. Для этого сегмента целевой аудитории были реализованы по-настоящему новые подходы. Была запущена нейросеть «Жириновский», реализованы креативные истории в среде Minecraft, правильно разработана и реализована агитационно-пропагандистская модель», — отмечает Гагарин.
Важным слагаемым успеха ЛДПР на минувших выборах глава «Экспертного клуба Свердловской области» называет масштабный идеологический кризис у основных конкурентов партии — КПРФ и «Справедливой России». Анатолий Гагарин разделяет популярное мнение, что левосоциальная идея, еще год назад привлекавшая значительный сегмент молодежной аудитории, была скомпрометирована.
«У этой идеологии, которая была востребована у молодежи еще год-два назад, не оказалось реальных политических представителей, тех, кто своим примером воплощал бы ее. Дело в том, что центральные партийные функционеры левых партий, что в Москве, что на местах, сконцентрировали свою политическую деятельность на воплощении совершенно далеких от молодежной аудитории принципов и тезисов», — отмечает Гагарин.
В то же время ЛДПР, благодаря креативному подходу команды Гамбашидзе, смогла прямо на глазах аудитории провести реальную перезагрузку.
«Партии удалось не просто поймать настроение молодежи, но и создать реально востребованную, понятную, привлекательную для этой возрастной группы идеологию», — говорит Анатолий Гагарин.
Эксперт отмечает и значительно поменявшееся отношение россиян к самому образу Владимира Жириновского. Об этом свидетельствует недавно проведенное Анатолием Гагариным социологическое исследование.
«По его результатам могу отметить, что значительная часть опрошенных относится к покойному лидеру ЛДПР с большой симпатией. Кроме того, за полтора года после его смерти произошла значительная переоценка его наследия. Оно не стало носить «нафталинового характера» многотомников, оно оказалось вовлечено в реальную современную повседневность. Виртуальный Жириновский стал воплощением всех близких данной группе избирателей идей и мнений», — отмечает Анатолий Гагарин.
Вследствие, несмотря на физическую смерть основателя и лидера ЛДПР, фактически он остался со своей аудиторией. «Забавный парадокс: Владимир Жириновский с его неизбывной идеей о порочности тезиса, что Ленин жив, по сути, воплотил новое, современное прочтение этой максимы. Виртуальный Жириновский — фактически вечно живой лидер ЛДПР, но при этом он быстро, ситуативно и импульсивно реагирует на новые обстоятельства действительности. Для импульсивной аудитории — он свой, а потому «своя» и его партия», — с улыбкой отметил глава «Экспертного клуба Свердловской области». При этом он отметил и высокий профессионализм местной команды партии во главе с региональным координатором Александром Каптюгом, который смог экстраполировать федеральные тренды на Екатеринбург.
Коллега Гагарина, политолог Сергей Мошкин также не считает второе место ЛДПР на прошедших выборах аномалией. Не умаляя эффективной работы политтехнологов, он отмечает, что успех ЛДПР основан на возможности воплощения избирателем протестных настроений. По мнению Мошкина, в Екатеринбурге и в Архангельске ЛДПР по сути аккумулировала протест националистического, имперского толка.
«Из этой же серии — высокий результат «Яблока» в уральской столице. Это аккумулированный либеральный протест — то есть при всем неприятии фигуры лично Явлинского часть екатеринбуржцев поддерживают его партию, потому что только она озвучивает их либеральные, эволюционные идеи.
ЛДПР, в свою очередь, — тоже протест, но его полярная от либеральной крайность. Это протест против стабильно неясного решения различных внешнеполитических вопросов», — отмечает политолог. Он подчеркивает утрату другими партиями, которые относят к системной оппозиции, реальной вовлеченности в текущую повестку.
«Представители «Справедливой России» одну за другой делали избирательные кампании на истории с тарифами ЖКХ, на социальной несправедливости этих тарифов. При этом они не смогли продемонстрировать хоть сколько-нибудь реального эффекта от своей борьбы. Аналогично КПРФ, которая, рассказывая о некоей социальной справедливости и постоянной борьбе с властью, реальной вовлеченности и понимания реальных проблем не продемонстрировала. Как следствие, социалистические идеи для избирателя де-факто оказались не актуальны», — говорит Сергей Мошкин.
Он отмечает, что у ЛДПР отмечается внятная и понятная имперская риторика о неких решительных действиях во внешнеполитической деятельности страны.
«Огромному числу россиян эта риторика не просто близка, она для них — единственно правильная.
Ее основные тезисы формулирует Виртуальный Жириновский, их повторяет новый партийный лидер, по совместительству председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. И протест против медлительности в воплощении этих имперских амбиций трансформируется в голоса за ЛДПР», — подчеркнул Сергей Мошкин.
Таким образом, как отмечают екатеринбургские политологи, слухи о скорой смерти ЛДПР после кончины ее лидера Владимира Жириновского, постоянно курсировавшие полтора года назад, оказались сильно преувеличены. «Перезагруженная ЛДПР с виртуальным лидером, импульсивно реагирующая на запросы импульсивной аудитории, — это данность современной российской политики. Если вы считаете это аномалией, то к ней просто следует привыкать», — уверены екатеринбургские эксперты.
Напомним, в минувшие выходные в Екатеринбурге проходили выборы депутатов гордумы. На них ЛДПР удалось получить сразу три мандата: партия показала в городе второй результат после «Единой России», набрав 14,6% голосов избирателей.
Артем Рябов