РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 14 сентября 2023 в 13:35

Пандемия и тактика выжженной земли: владелец сети «Елисей» Александр Оглоблин - о причинах гибели регионального ретейла

© Фото из открытых источников
Неделю назад владелец сети «Елисей» Александр Оглоблин объявил о закрытии последних четырех магазинов в Екатеринбурге. В лучшие годы сеть насчитывала около 30 точек. В интервью ЕАН предприниматель подробно рассказал, что привело к закрытию широко известной в городе сети, как удается оставаться на плаву сети «Кировский» и следует ли ожидать полного господства федерального ретейла на рынке.
— Александр Александрович, расскажите, какая на сегодня ситуация с региональным ретейлом в нашем регионе?
— В Екатеринбурге региональные сети уже почти исчезли как класс. Остались только федеральные. И теперь они идут в Сибирский федеральный округ, где региональные сети сильны. Я думаю, не за горами тот момент, когда они в новых для себя регионах поглотят местных игроков.
— В чем основная причина, что федеральные сети ретейла беспрепятственно поглощают и вытесняют «регионалов»?
— Основная причина — закупочная сила, которой федеральные сети обладают. В своем заявлении о закрытии сети я упоминал, что зачастую товар, который заходит к нам на полку, для нас намного дороже, чем для федеральной сети. Мы говорим поставщику: «Это какая-то не совсем добросовестная конкуренция». Они в ответ: «Берите фуру одного наименования, а не по одному-два места в магазин». То есть одна из причин — объемы. Федеральные сети могут себе это позволить, поскольку у них есть распределительные центры. У нашей сети распределительного центра нет, как и у всех небольших ретейлеров.
Собственно в ценовой конкуренции мы и проигрываем. С 2014 года доходы граждан практически не растут, и мы видим, что большинство людей, которые ходили в наши магазины, вынуждены были пойти в дискаунтеры
Дискаунтер — магазин с товарами по ценам ниже средних рыночных.
. Да и сами дискаунтеры на месте не стоят. Те же «Пятерочка» или «Магнит» сильно отличаются от «Пятерочки» и «Магнита» десятилетней давности.
— В чем проявляется эта разница?
— Я бы здесь отметил, что на их современный облик повлияли региональные сети. Мы тогда выигрывали за счет большого ассортимента товаров, а также имели в наличии готовую продукцию собственного производства. Федеральные сети уловили этот тренд. И вот мы видим, что в «Пятерочке» расширилась ассортиментная матрица, появилась готовая продукция, поскольку люди все меньше времени хотят проводить на кухне.
В конечном счете наша сеть стала не так интересна покупателям, поскольку то, что мы внедряли у себя, появилось у других. У нас осталась определенная часть лояльных покупателей, но этого недостаточно для дальнейшего развития. Наступил тот момент, когда я, как предприниматель, могу больше заработать на аренде этих магазинов, чем на ведении собственной деятельности.
Свою роль сыграло и развитие онлайн-торговли, которая начала бурно расти после пандемии коронавируса. Появились сервисы доставки, да и сами федеральные сети начали развивать свой сегмент. Этот тренд будет отнимать часть объемов продаж и у традиционной торговли.
— А как тогда в этих условиях удалось остаться на плаву сети «Кировский»?
— У этой сети цены в целом тоже уступают федеральным. Однако у «Кировского» есть около 200 магазинов и собственный распределительный центр. Благодаря этому они могут закупать товары оптом и создавать на полках спецпредложения по низким ценам. У них есть маневр для проведения промоакций и привлечения трафика покупателей.
Еще один момент — «Кировский» всегда вкладывался в собственные магазины. В случае падения трафика сеть может сдать помещения в аренду. У федеральных сетей, наоборот, очень мало своих магазинов, в основном в аренде.
Для региональных сетей (в том числе для нашей) это одна из тактик развития. У меня, например, 50% магазинов было в собственности во времена, когда «Елисей» насчитывал порядка 30 магазинов. На «черный» день есть второй вариант бизнеса — сдать в аренду. Даже тем же федеральным сетям.
— На ваш взгляд, вымывание региональных сетей скажется в конечном итоге на ценах? Ведь федеральные игроки теперь чувствуют себя вольготно.
— Много лет назад мне рассказывали о статистическом факте, хотя сам я этих цифр не видел. Когда «Магнит» в родном Краснодарском крае «убил» местных конкурентов и начал заходить в Екатеринбург, цена потребительской корзины в уральских магазинах сети была существенно ниже по сравнению с ценами в «домашнем» регионе «Магнита». «Пятерочка» в Краснодарский край на тот момент еще только заходила.
— Возможно ли, что федеральные сети, заходя в Сибирь, будут демпинговать в этом регионе за счет повышения цен на Урале?
— Это возможно только в том случае, если бы в Екатеринбурге присутствовали монопольно лишь одна-две из федеральных сетей. Но рынок насыщен — у нас есть и «Лента», и «Верный», и другие. Продукты питания продаются и в алкомаркетах, например, «Красное и Белое», «Бристоль». И они у других сетей забирают долю продаж по алкоголю. Конкурентом для магазина выступает любой игрок, который реализует продукты питания. К примеру, если человек заходит в пекарню, то, вероятно, в продуктовом магазине он уже хлеба не купит. Появились отдельные рыбные и мясные магазины, фирменные магазины разных производителей, как в советское время.
Кроме того, у сетей есть предел в росте. Федеральное законодательство не позволяет открывать новые магазины, если компания уже занимает 25% рынка в регионе.
— Примерно с 2015 года федеральные сети, вытесняя конкурентов, проводили тактику «выжженной» земли — занимая все свободные помещения. Буквально на каждом шагу. На ваш взгляд, следует ли ожидать того, что число магазинов будет теперь сокращаться, особенно на фоне роста онлайн-торговли?
— Объем потребления не может расти бесконечно. Допустим, если семья потребляет продуктов на 30 тыс. рублей, то этот показатель просто распределится между игроками. Например, семья стала тратить на интернет-доставку 10 тыс. рублей, тогда на традиционную торговлю, на магазины, останется 20 тыс. рублей.
Конкуренция будет ужесточаться, тем более что за последние 10 лет, по нашей оценке, число магазинов увеличилось в два раза. Если мы говорим о конкурентах сети «Елисей».
— Можно ли сказать, что в Екатеринбурге образовался переизбыток магазинов?
— Я бы не был так однозначен. Происходит насыщение, но переизбытка нет, пока магазины работают и не закрываются. Даже если один продуктовый магазин закрывается, на его месте открывается другой. Хотя я не исключаю, что в дальнейшем определенное количество точек может закрыться на фоне роста онлайн-торговли. Но массового сокращения магазинов формата «у дома» ожидать не следует.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября