Мало произвести продукцию — надо ее еще и продать. С этой неновой мыслью согласны все участники конференции «Агробизнес. Новые точки роста», организованной ИД «Коммерсантъ» совместно с ТС «Магнит». Чтобы попасть в сети, фермеры готовы на многое. Но на что они готовы, чтобы удержаться в матрице, – разбирался ЕАН.
Открывший конференцию первый замгубернатора области Алексей Шмыков рассказал, что на поддержку фермеров из бюджетов разных уровней в этом году в общей сложности в области потрачено порядка пяти миллиардов рублей, «при этом на каждый рубль федеральной поддержки область тратит еще четыре», В регионе идет и обучение самих фермеров знаниям в узких отраслях – маркетинге, сбыте, логистике и пр, – начал работу уже четвертый поток «Школы фермеров». Но самое сложное — это, конечно, сбыт, – признает чиновник.
По словам министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Анны Кузнецовой, сейчас в области уже убрано 85% посевных, всего в области соберут 600 тысяч тонн зерна, 70% убрано картофеля, всего, предполагается, мы соберем около 250 тысяч тонн этого овоща. «местных картофеля, моркови, свеклы и капусты нам хватит на целый год», – говорит она.
Однако серьезную продукцию производят и серьезные хозяйства, а вот на долю начинающих фермеров остаются сладости, переработка дикороссов, выращивание грибов, изготовление небольших партий сыров. Именно с этими продуктами и хотят попасть на полки магазинов, видя в этом решение проблем со сбытом, а, значит, и с деньгами.
Сети тоже заинтересованы в том, чтобы на полках было побольше фермерских продуктов, и тут они идут за желанием покупателей. Директор по сельскохозяйственному и промышленному комплексу розничной сети «Магнит» Евгений Случевский отмечает, что, по их опросам, порядка 90%покупателей отлично относятся к фермерским продуктам. «Но наиболее востребованы у потребителей фермерские продукты категории «Фреш» – то есть овощи, фрукты, мясо, рыбу, молочные продукты и многое другое. « И если фермеры работают в других категориях, то найти покупателя очень сложно», – говорит он. Сейчас «Магнит» для закупок и поставок сельхозпродукции внедряет агрегаторы, в его рамках «Магнит» заключает с фермерами упрощенные договоры, а доставка фермерской продукции осуществляется транспортом ритейлера.
Товар доставляется агрегатором с ферм на специализированную площадку для первичной обработки и переработки, а затем — в региональные магазины «Магнита».В магазинах региона для нее выделены специальные полки. Первым регионом, в котором компания начала работать по такой схеме стала Тульская область, но подобные контракты заключены в нашем регионе. «Мы полностью закрыли потребности по картофелю, но ждем поставщиков капусты, свеклы, моркови. Заключены 10 контрактов по фреш-категории, но пока контракты не все закрыты», – говорит он.
Он отмечает также, что сейчас - в условиях зрелого рынка продовольствия в России – работа с сетями становится для малых компаний средством выживания. «Компания или займет нишу в продажах или станет эффективным звеном поставок», – отмечает Случевский.
И хотя это самый быстрый путь к потребителю — войти в сеть, но для небольших фермеров он же — самый сложный. «Мы делаем пастилу, качественную, из местного сырья, тщательно отбираем поставщиков, храним, перерабатываем, думаем над рецептурой, процессом производства. Продукция чистая, диетическая, вкусная и необычная. Но сети нас не берут. Зачем, говорят, нам четвертая пастила на полке», – рассказала ЕАН руководитель фермерской компании «А-Вкусно» Варвара Гагарская. С «ЖизньМарт» пытались договориться, нам не взяли. Сейчас развиваем сотрудничество с аптеками. И на удивление, туда попасть легче, чем в сети!».
О том, что попасть в сети — это еще не самое сложное, надо еще и не сойти с ума от их требований, говорит экономист крестьянского хозяйства Альметьева Ольга Пяткова, (компания производит продукты под брендом «Полевское молоко»). «Мы зашли в сети «Монетка», «Пятерочка», «Магнит». В итоге из двух вышли и причины — в невероятной сложности работы. «Договоры заключаются очень долго, очень долго продукты попадают в матрицу. Договоры нельзя менять ни на слово. Что-то не нравится — до свидания, никто долго разговаривать не будет. Мы все видим, почему нам надо повышать цены — и на машинах ездим и коммуналку платим. А сети говорят — предупреждайте нас за два-три месяца. Кроме того, сети постоянно просят акции и бонусы. Ну, допустим, мы можем снизить цену на пять, ну на десять процентов. Но сети же требуют 18, 20, 25%!, и это неподъемно для нас», – отмечает экономист.
И действительно, требования жесткие — например, сеть может диктовать производителю, какоц у продукции может быть срок годности, форма и вид упаковки(из мягкого полимера, в контейнерах, например, не годится)
Председатель сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Айком Агро» Андрей Айметьев рассказывает, что часто продукцию приходится продавать перекупщикам. «Это потому, что у нас нет гарантий, что мы можем сбыть по нормальной цене. Но даже с перекупщиками нет стабильности. Вот и получается, что мы говорим — не надо нам много денег, мы хотим работать стабильно».
Юлия Литвиненко