На сегодняшний день в 97 школах Екатеринбурга есть службы медиации – это специальные комиссии, которые занимаются решением конфликтов между детьми. Об этом ЕАН сообщили в екатеринбургском центре психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог».
Как пояснили в центре, службы медиации появились в 15 екатеринбургских школах еще в 2014 году в качестве пилотного проекта. Педагоги, которые возглавили службы, прошли специальные курсы повышения квалификации. Одной из их задач было найти детей, которые потенциально способны проводить восстановительные процедуры со своими ровесниками или младшими школьниками, и обучить их этому.
«На сегодняшний день служба примирения (медиации) с той или иной результативностью работает в 97 школах (около 60% от общего числа). В каких-то школах это уже хорошо зарекомендовавшая себя практика, в некоторых только начинает внедряться. Радует то, что в городе организовано взаимодействие между желающими педагогами и детьми поддержать свои службы как методически, так и практически», - отмечают специалисты центра, добавляя, что взаимодействие осуществляется как на уровне районных ресурсных центров, так и на городском – с центром «Диалог».
В центре отмечают, что такие службы в школах обязательно возглавляет учитель, которого приказом назначает директор. В состав комиссии могут входить и другие учителя. Кроме того, в службе медиации задействованы школьники старше седьмого класса. Количество детей в таких коллективах варьируется от 3 до 25 в зависимости от учебного заведения.
«Кто-то работает активно, проходит все обучение, кто-то подключается периодически. В некоторых школах привлекают и родителей. Правда, их гораздо меньше, но тем не менее опыт есть», - поясняют в «Диалоге».
Порядок работы таких комиссии прописан достаточно прозрачно. Служба получает сигнал о конфликте, причем необязательно от его участников. Затем нужно заручиться согласием сторон на участие в восстановительной программе, для этого им рассказывают, как будет проходить процесс, о способах решить конфликт и о возможных рисках.
Затем члены службы медиации договариваются о встрече с каждой стороной, чтобы пояснить суть конфликта, так как каждый участник видит его только со своей стороны. В особо тяжелых случаях таких встреч требуется несколько.
«Примирительная встреча с участием обеих сторон сложна для проведения, поскольку задача медиатора или медиаторов (их бывает несколько) – создать условия переговоров для конфликтующих, а не принять за них решение. При удачном завершении на примирительной встрече сторонами конфликта составляется примирительный договор», - рассказывают специалисты.
По просьбе ЕАН в центре «Диалог» подготовили разбор конкретного примера конфликта без указания реальных имен участников и номера школы.
Артем и Диана, обучающиеся одного класса, 13 лет.
Стороны вступили в спор из-за подарочного шоколада, который Артем взял на перемене с парты у Дианы и съел. Диана хочет, чтобы ей вернули шоколад. Артем хочет, чтобы Диана извинилась перед ним прежде, чем он подумает, где и на какие средства купить шоколад, т.к. она перед инцидентом с шоколадом оскорбила его. Одна и вторая стороны готовы договориться, так как не хотят, чтобы об этом узнали родители, у Артема есть собственные деньги для покупки шоколада.
Поскольку самостоятельно договориться не получилось, стороны обратились за помощью. Медиаторы характеризовали данную ситуацию: конфликт интересов из-за оскорблений и потерянного шоколада.
Интересы Дианы: возмещение материального ущерба, желание вернуть шоколад.
Интересы Артема: получить извинения за оскорбления.
Результат проведения процедуры медиации: стороны пришли к соглашению, отношения между сторонами не ухудшилось.